Эти два случая, рабского труда и отечественного производства, иллюстрируют условия, при которых низкая заработная плата позволяет стране продавать свои товары дешевле на внешних рынках и, следовательно, недооценивать своих конкурентов или избегать их недопродажи. Но низкая заработная плата, общая для всех отраслей промышленности, не дает такого преимущества. Общая низкая заработная плата никогда не приводила к тому, что какая-либо страна недооценивала своих конкурентов, и общая высокая заработная плата никогда не мешала ей делать это.
Чтобы продемонстрировать это, мы должны обратиться к элементарному принципу, который обсуждался в предыдущей главе.290 В целом низкая заработная плата не приводит к низким ценам, а высокая заработная плата-к высоким ценам внутри самой страны. Общие цены повышаются не за счет повышения заработной платы, равно как и не за счет увеличения количества рабочей силы, необходимой для всего производства. Расходы, которые одинаково влияют на все товары, не влияют на цены. Если бы производителю сукна или столовых приборов, и никому другому, приходилось платить более высокую заработную плату, цена его товара выросла бы, точно так же, как если бы ему пришлось нанимать больше рабочей силы; потому что в противном случае он получал бы меньше прибыли, чем другие производители, и никто не занимался бы трудоустройством. Но если всем приходится платить более высокую заработную плату или всем приходится нанимать больше рабочей силы, то с потерей следует смириться; поскольку она одинаково сказывается на всех, никто не может надеяться избавиться от нее путем смены работы; поэтому каждый смиряется с уменьшением прибыли, и цены остаются прежними. Аналогичным образом, общая низкая заработная плата или общее повышение производительности труда не делают цены низкими, а прибыль высокой. Если заработная плата падает (подразумевая здесь под заработной платой стоимость рабочей силы), почему в связи с этим производитель должен снижать свою цену? Его, можно сказать, вынудит конкуренция других капиталистов, которые будут тесниться у него на работе. Но другие капиталисты также платят более низкую заработную плату, и, вступив с ним в конкуренцию, они не получат ничего, кроме того, что они уже получают. Таким образом, ставка, по которой оплачивается труд, а также количество [стр. 462]то, что используется, не влияет ни на стоимость, ни на цену произведенного товара, за исключением тех случаев, когда это свойственно данному товару, а не является общим для товаров вообще.
Однако без каких-либо изменений в производительности какой-либо отрасли, если бы цена товара повысилась, например, из-за возросшего спроса, это увеличило бы общую стоимость, возникающую из продуктов отрасли, по своей покупательной способности, и, таким образом, была бы большая сумма, которую нужно было бы разделить между трудом и капиталом. Если бы существовала свободная конкуренция, больше капитала перешло бы в эту отрасль в надежде на большую прибыль, и поэтому заработная плата выросла бы. Поэтому вполне возможно, что высокая заработная плата и высокие цены могут идти рука об руку, но не как причина и следствие. На самом деле изменение цен обычно предшествует изменению заработной платы. С другой стороны, хотя низкая заработная плата не является причиной низких цен, а высокая заработная плата не является причиной высоких цен, все же их можно найти вместе, поскольку и то, и другое обусловлено общей причиной, а именно малой или большой стоимостью всего продукта.291
Поскольку низкая заработная плата не является причиной низких цен в самой стране, они также не заставляют ее предлагать свои товары на внешних рынках по более низкой цене. Совершенно верно, что, если бы стоимость рабочей силы в Америке была ниже, чем в Англии, Америка могла бы продавать свой хлопок Кубе по более низкой цене, чем в Англии, и при этом получать такую же высокую прибыль, как английский производитель. Но американский прядильщик хлопка будет сравнивать свою прибыль не с прибылью английского фабриканта, а с прибылью других американских капиталистов. Они пользуются, как и он сам, преимуществами низкой стоимости рабочей силы и, соответственно, имеют высокую норму прибыли. Эта высокая прибыль должна быть и у прядильщика хлопка: он не будет довольствоваться английской прибылью. Это правда, что он может продолжать какое-то время с этой более низкой ставкой, а не менять свое занятие; и торговля может продолжаться, иногда в течение длительного периода, с гораздо меньшей прибылью, чем та, ради которой она первоначально была бы занята. Страны с низкой стоимостью рабочей силы и высокой прибылью не по этой причине недооценивают других, но они выступают против [стр. 463]более упорное сопротивление недопроданности, потому что производители часто могут смириться с уменьшением прибыли, не будучи неспособными жить и даже процветать за счет своего бизнеса. Но это все, что дает им их преимущество; и в этом сопротивлении они не будут долго упорствовать, когда перемена времен, которая может дать им равные выгоды с остальными их соотечественниками, станет явно безнадежной.