Найти тему
Тарас Пашков

Разделение продукта между тремя классами, рабочими, капиталистами и землевладельцами, если рассматривать его без какой-либо ссыл

Разделение продукта между тремя классами, рабочими, капиталистами и землевладельцами, если рассматривать его без какой-либо ссылки на обмен, по-видимому, зависело от определенных общих законов. Уместно, чтобы мы теперь рассмотрели, действуют ли все еще те же самые законы, когда распределение происходит через сложный механизм обмена и денег; или свойства механизма мешают и изменяют руководящие принципы.

Первичное разделение продукта человеческого труда и бережливости, как мы видели, состоит в трех долях—заработной плате, прибыли и ренте; и эти доли распределяются между лицами, имеющими на них право, в денежной форме и в процессе обмена; или, скорее, капиталист, у которого при обычном устройстве общества продукт остается, платит деньгами двум другим участникам, рыночную стоимость их труда и земли. Если мы исследуем, от чего зависят денежная стоимость труда и денежная стоимость использования земли, мы обнаружим, что это происходит по тем же самым причинам, по которым мы обнаружили, что заработная плата и рента регулировались бы, если бы не было денег и не было обмена товарами.

Во-первых, очевидно, что закон заработной платы не зависит от наличия или отсутствия обмена или денег. Заработная плата зависит от соотношения между населением и капиталом [с учетом характера отраслей промышленности страны]; и поступила бы так, если бы весь капитал в мире был собственностью одной ассоциации или если бы капиталисты среди [стр. 466]с кем он делится, каждый поддерживает предприятие для производства каждого предмета, потребляемого в сообществе, обмена товарами, которого не существует. Поскольку соотношение между капиталом и населением везде, кроме новых колоний, зависит от силы сдерживающих мер, с помощью которых сдерживается слишком быстрый рост населения, можно сказать, говоря в народе, что заработная плата зависит от проверок населения; что, когда проверка не является смертью от голода или болезни, заработная плата зависит от благоразумия трудящихся людей.; и что заработная плата в любой стране обычно находится на самом низком уровне, до которого в этой стране работник скорее допустит ее снижение, чем ограничит умножение.

Однако под заработной платой здесь подразумевается реальная шкала комфорта работника; количество, которое он получает от вещей, которые природа или привычка сделали необходимыми или приятными для него: заработная плата в том смысле, в каком они важны для получателя. В том смысле, в каком они важны для плательщика, они не зависят исключительно от таких простых принципов. Заработная плата в первом смысле, заработная плата, от которой зависит комфорт рабочего, мы будем называть реальной заработной платой или заработной платой в натуральной форме. Заработная плата во втором смысле нам может быть позволено называть в настоящее время денежной заработной платой; предполагая, как это допустимо, что деньги остаются на время неизменным стандартом, никаких изменений в условиях, при которых производится или приобретается сама среда обращения, не происходит. Если сами деньги не претерпевают изменений в стоимости, денежная цена труда является точной мерой стоимости труда и может использоваться в качестве удобного символа для ее выражения [если предполагается, что эффективность труда также останется прежней].

Денежная заработная плата за труд является сложным результатом двух элементов: во-первых, реальной заработной платы или заработной платы в натуральной форме, или, другими словами, количества, которое работник получает от обычных предметов потребления; и, во-вторых, денежных цен на эти предметы. Во всех старых странах—во всех странах, в которых рост населения в какой-либо степени контролируется [стр. 467]трудность получения средств к существованию—обычная денежная цена труда-это та, которая просто позволит рабочим друг с другом покупать товары, без которых они либо не могут, либо не будут поддерживать население с его обычными темпами роста. При наличии у них уровня комфорта (а под уровнем комфорта в рабочем классе подразумевается, что вместо того, чтобы отказаться от которого, они воздержатся от умножения), денежная заработная плата зависит от денежной цены, а следовательно, и от издержек производства различных предметов, которые рабочие обычно потребляют: потому что, если их заработная плата не сможет обеспечить их заданным количеством, их рост замедлится, а их заработная плата повысится. Из этих товаров продовольствие и другие сельскохозяйственные продукты являются настолько основными, что практически не оказывают влияния на что-либо другое.

Именно в этот момент мы можем прибегнуть к помощи принципов, которые были изложены в этой Третьей части. Затраты на производство продуктов питания и сельскохозяйственной продукции были проанализированы в предыдущей главе. Это зависит от продуктивности наименее плодородной земли или наименее продуктивно используемой части капитала, которую потребности общества до сих пор реквизировали для сельскохозяйственных целей. Стоимость производства продуктов питания, выращенных в этих наименее благоприятных условиях, определяет, как мы видели, меновую стоимость и денежную цену всего продукта. Следовательно, в любом данном состоянии привычек рабочих их денежная заработная плата зависит от продуктивности наименее плодородной земли или наименее производительного сельскохозяйственного капитала: от точки, которой достигла обработка в своем нисходящем прогрессе—в ее посягательствах на бесплодные земли и ее постепенном увеличении нагрузки на силы более плодородных. Итак, сила, которая побуждает культивацию на этом нисходящем пути, - это увеличение числа людей; в то время как противодействующей силой, которая сдерживает спуск, является совершенствование сельскохозяйственной науки и практики, позволяющее одной и той же почве приносить одному и тому же труду более высокую отдачу. Дороговизна наиболее дорогостоящей части продуктов возделывания является точным выражением состояния в любой данный момент расы, население которой [стр. 468]и сельскохозяйственные навыки всегда сталкиваются друг с другом.

В этом изложении будет отмечено, что г-н Милль имеет в виду старую страну с таким плотным населением, что численность его всегда близка к прожиточному минимуму; что их заработная плата так низка, что дает рабочим немногим больше, чем необходимые жизненные потребности. То, что это не экономические условия в Соединенных Штатах, само собой разумеется. Прежде всего, маржа возделывания высока: возделываются только почвы высокой продуктивности, и, следовательно, отдача от труда и капитала очень велика. Высокая заработная плата сочетается с низкими ценами на продукты питания. Существующее население не настолько многочисленно, чтобы для выращивания продовольствия требовалось что-либо, кроме земель с очень высоким уровнем плодородия. Способность получать высокую награду за труд (по сравнению с европейскими отраслями промышленности), благодаря общей распространенности высоких доходов в Соединенных Штатах, привела к установлению более высоких стандартов для наших работников. Поскольку уровень жизни здесь относительно высок, нет никакой тесной связи между увеличением численности населения и ценами на продовольствие; ибо, как правило, заработная плата не настолько низка, чтобы любое изменение стоимости производства продовольствия требовало проверки населения. В реальной заработной плате рабочего в Соединенных Штатах существует значительная разница выше необходимого, которая может пойти на удобства, приличия и развлечения.