Найти тему
Иван Жилин

10 лучших песен Deep Purple

Оглавление

Если вы случайно наткнулись на эту запись ранее пяти предыдущих, то, возможно, вам будет любопытно узнать, что это завершение долгого списка из шестидесяти моих любимых песен самой народной хард-рок группы. Начну эту финальную и в каком-то смысле самодостаточную часть со ссылок на пять предыдущих серий, в которых треки заботливо, субъективно, а местами и наполовину случайно расставлены в строгом иерархическом порядке. Итак, вот места с 60 по 51 (April, если что, там); вот места с 50 по 41 (там найдёте Black Night и Hush); далее места с 40 по 31 (Soldier of Fortune попал туда); потом места с 30 по 21 (Burn можно найти там); ну и, наконец, места с 20 по 11, где вообще сплошные хиты. Ну а ниже - так и вовсе абсолютные шедевры, про каждый из которых можно писать целые статьи, но я постараюсь ограничиться абзацем.

10. Anya (The Battle Rages On, 1993)

В этой песне есть две лишних детали, растущих из странной уверенности авторов, что Аня - это цыганское имя. Собственно, это сам текст, посвящённый цыганщине, вольному ветру и прочему свободолюбию, ну и связанное с этим текстом акустическое вступление на гитаре. Дальше драйв, адреналин, и потрясающей красоты мелодия. Это была самая яркая песня на пластинке 1993 года, заслуженно попавшая в сетлист соответствующего тура. Её успел поиграть не только Сатариани, но и Морс - на ютубе есть отличные видео; группе было важно, чтобы Стив хорошо справился именно с нею, и он ведь смог! Очень жаль, что трек пропал из концертной программы, да и Блэкмор - это ведь явно его песня - в свой багаж живых исполнений тоже Аню не взял. В общем, она явно недополучила народной любви, но в полной мере обрела мою.

9. Knocking at your Back Door (Perfect Strangers, 1984)

Помните, я уже упоминал, что весь альбом Perfect Stranges прямо сочится позитивом и радостью совместного творчества? Так вот, на открывашке пластинки эта эмоция просто зашкаливает. Песня про каких-то очередных гиллановских баб локомотивом врывается в ваш мир и разносит его к чёртовой бабушке; под неё офигительно, кстати, просыпаться. Актуальное для восьмидесятых звучание, бешеная энергетика и довольно дурацкий клип продали и сингл, и альбом, особенно в Штатах - трек был явно сделан во многом для заокеанского рынка, и сделан хорошо. Deep Purple снова был жив, крут, и даже моден - наверное, последний раз в своей долгой карьере.

8. Solitaire (The Battle Rages On, 1993)

Как ни хороша Аня, а "Одиночку" я поставлю выше, хотя в плане недолюбленности он вообще кого хочешь переплюнет - он и группе самой, похоже, не понравился. Этот не слишком типичный для DP трек затерялся в конце альбома 1993 года между двумя достаточно посредственными песнями и остался незамеченным широкими массами. А ведь там, хоть структура композиция довольно прямолинейна, и мелодия отличная, и аранжировка с мощными клавишами, и, самое главное, уникальное (ну как минимум для DP - очень редкое) настроение. Песня пугающая, холодная, здесь Гиллан внезапно подобрал очень верные слова для этой музыки. Ты физически ощущаешь себя одиноким и брошенным и не видишь выхода. В общем, Black Sabbath какой-то, или там Pain of Salvation. Понятно, что на концертах в целом позитивных DP такие эмоции никому не нужны, поэтому, насколько мне известно, живьём эта песня не исполнялась никогда.

7. Sometimes I Feel Like Screaming (Purpendicular, 1996)

В принципе можно коротко написать - гениальная песня, лучшая баллада Deep Purple (а у них, если даже посмотреть только этот топ-60, баллад было немало). Лучшее (или лучшИе? их же там несколько!) соло Морса, уж не скажу, что во всей его карьере, но уж точно в DP. Морс там вообще удивительные вещи на гитаре делает, на нём весь трек держится. А дальше всё уже словоблудие, лучше просто включить и послушать. Она невероятно грустная и отлично соответствует своему названию, она очень натурально отражает метания человека брошенного, скачки настроения от депрессивной фазы в маниакальную (где вступают все и доминирует Лорд) и снова в спокойную. И в финале в каждой ноте звучит надежда. И да, я не премину снова включить ссылку на версию этой песни с легендарного концерта в Альберт-Холле.

6. Fireball (Fireball, 1971)

Вообще меня удивляет, что Гиллан в принципе иногда писал тексты не про баб, но в Fireball он отойти от этого клише не смог, это опять песня про любовь и женщину. Женщины - они ведь разные бывают, некоторые, как комета, проносятся через вашу жизнь и оставляют одни обломки. К счастью, в данном случае обошлось без обломков, но скорость и энергетику кометы композиция передаёт прекрасно, заряжая слушателя всего за какие-то три с половиной минуты. На юбилейном издании к двадцатипятилетию альбома есть любопытная версия "-1", без голоса, и на ней прекрасно слышно, что в принципе для исполнения песни было бы достаточно дуэта Пейса с Лордом. Впрочем, ну а как же ещё? Когда ты несёшься с такой скоростью, у тебя просто нет времени для экскурсов в область прога.

5. Lazy (Machine Head, 1972)

В плане экскурсов в прог (ну, в этом случае, в блюз и фанк) Lazy - полная противоположность предыдущему треку. Для того, чтобы полюбить её, лично мне понадобилось некоторое время - первые годы от Deep Purple я жаждал главным образом энергии, ну и не сразу осознал крутость этой продолжительной игры в импровизацию, гигантский джем, превратившийся практически в стандарт. Танцуют все, и даже Гиллан отжигает на губной гармошке и находит место для своих фирменных воплей посреди одного из лучших соло Блэкмора. А держится всё это, конечно, на плечах ещё одного гиганта и его органа. Великолепная вещь, которая свежо звучит по сию пору.

4. Highway Star (Machine Head, 1972)

Она безумно крута и почти идеальна, это образцовый быстрый трек Deep Purple, в котором Блэкмор сыграл своё лучшее соло - наверное, в принципе одно из самых крутых соло в рок-музыке. Впрочем, это и не удивительно, ведь он придумал его заранее, хотя вообще для DР это не слишком характерно: немалая часть хитов группы рождалась во время джемов, а склеивать лоскутное одеяло из заготовок, как, скажем, Genesis, они не большие мастера. Кстати, и основная мелодия "Звезды автострады" тоже родилась в ходе импровизации, так что у нас тут получается удачный гибрид двух подходов к сочинению. По статистике это вторая по количеству исполнений на концертах песня группы - ну просто потому, что какой состав не собирай, а исполнять главные песни о главном совершенно необходимо.

3. Fools (Fireball, 1971)

Оставшийся незамеченным эпический шедевр, которому не слишком повезло оказаться на неидеальном альбоме, зажатом между гигантами и часто критикуемым за то, что он немного другой. Если не брать поздние экскурсы Лорда на территорию прога (я имею в виду вторую сторону пластинки 1975 года), то это один из двух наиболее приближенных к этому жанру треков группы. Долгая композиция сделана в особенно любимой мною маниакально-депрессивной манере, в которой спокойные куски перемежаются взрывными, и текст внезапно неплохо сочетается с музыкой, безумие ощущается почти физически. Как и любая хорошая эпическая песня, Fools заканчивается слишком рано, а изрядный восьмиминутный хронометраж совершенно не чувствуется.

2. Smoke on the Water (Machine Head, 1972)

Я не понимаю, когда к этой песне предъявляют претензии из серии "её слишком много, она надоела". Друзья, это же наша любовь привела к этому. Например, у меня на мобильном "Дым над водой" используется в качестве звонка с момента покупки, то есть два десятка лет. И я никогда не хотел его поменять - на СМС ставил разные проговые вещи, Genesis, Camel и VDGG, но звонок должен быть мощным и бескомпромиссным! Smoke on the Water олицетворяет собой DP, для группы он больше, чем Stairway to Heaven для LZ или Paranoid для Black Sabbath. Кстати, претензии к тексту я тоже не принимаю - на мой взгляд, связно и в рифму изложенная история пожара в казино и последующей записи Machine Head это чуть ли не лучшая лирика Гиллана за всё время его сочинительства. Да, это "что вижу то пою", но уж всяко лучше, чем опять про баб. Самый известный в мире рифф, который даже я умею играть на одной струне, давно превратился в памятник самому себе, хотя, как ни странно, не стал стандартом - песня настолько прочно ассоциируется с пёрплом, что на неё бессмысленно делать каверы. И, разумеется, лучшее исполнение этого трека - это опять-таки концерт в Альберт-Холле, с кучей друзей и ещё живым и здоровым Ронни Джеймсом Дио, который поёт второй куплет.

1. Child in Time (In Rock, 1970)

В потоке безумной энергии, который в 1970 вынес Deep Purple на Олимп музыкальных богов, нашлось место и для почти обязательного тогда прога. Без оркестра и не прибегая к инструментарию академической музыки, Лорд и Блэкмор создали образцовый синтез классики и тяжёлого рока, расцвеченный идеальными воплями Гиллана. Было его забавное интервью какой-то газете, в которой он на вопрос "как вы так орёте?" ответил что-то типа "ну просто ору и ору. И причём делаю это три раза в неделю, подвергая серьёзному риску своё здоровье". Как в воду глядел: через два с лишним десятка лет эти крики аукнулись.

В общем, тут есть всё, что мне нравится: эпичность, околопроговость, медленное нагнетание атмосферы в духе минималистов, взрыв и долгие гитарные рулады... а потом опять! Я искренне люблю и Smoke on the Water, и Highway Star, но мне особенно нравится, когда группа прыгает выше головы, а в случае с Child in Time они не просто прыгнули, а сиганули прям с шестом. И именно эта композиция кажется мне лучшей, которую когда-либо записывала самая народная группа мирового хард-рока, и именно на этой ноте следует закончить марафон о шести частях. Спасибо всем, кто вытерпел это; будьте здоровы и слушайте музыку.