Найти тему

Каким бывает иммунитет — хорошая тема для самостоятельной работы ученика с учебником. (Дети любят составлять схемы)

На предыдущем уроке мы разбирали понятие иммунитета на примере марсиан из романа Герберта Уэллса. Бедные захватчики, легко охотясь на крупную добычу, так и не смогли противостоять микроскопическим бактериям. А как же им противостоим мы – таков был центральный вопрос урока.

Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Урок весьма насыщен новым материалом, поэтому начинаю я его с быстрого фронтального опроса по следующим вопросам:

  1. Что такое иммунитет?
  2. Какие клетки его обеспечивают?
  3. С чем и как борются фагоциты?
  4. С чем и как борются лимфоциты?

Подводя некий итог опроса, делаем вывод, что существует клеточный и гуморальный иммунитет. Но ведь его, иммунитет, классифицируют еще и по происхождению, и в быту мы гораздо чаще пользуемся именно второй классификацией. Так что неплохо было бы с ней познакомиться.

Предлагаю работу с учебником. На стр.70-71 (учебник Пасечника с аммонитом на обложке) присутствует текст, описывающий виды иммунитета. Но четкой классификации, чтобы вот прямо по полочкам, нет.

И хорошо, что нет! Ученики должны (и могут, раз ее нет) составиться эту классификацию самостоятельно. Термины уже присутствуют на экране (интерактивной доске – все равно), их нужно расположить в правильном порядке и нарисовать стрелки.

Особенно хорошо, если дети догадаются, что схема не двух- и трехэтажная
Особенно хорошо, если дети догадаются, что схема не двух- и трехэтажная

Нужно заметить, что детей, устающих от слушания, такая работа весьма увлекает. Работать предлагаю кто как хочет: индивидуально, парами, группами. Главное, чтобы на выходе появилась хоть какая-то классификация.

Через пару минут к доске выходят первые смельчаки и двигают плашки с терминами, составляя схему. С одной из парт звучит: «А я не согласен!». Это мое любимое – несогласный идет расставлять по-своему, а класс ВЕСЬ следит за интеллектуальной битвой. А если еще несогласные объяснят свое видение решения – вообще высший пилотаж. Ради таких моментов на работу хожу!

Вариант того, что должно получиться у детей
Вариант того, что должно получиться у детей

Наконец схема составлена и объяснена. Теперь учитель может в спокойном темпе сделать пояснения и привести примеры.

Естественный врожденный иммунитет (пассивный) – ко всему тому, от чего перемерли уэллсовские марсиане. Ко всем сотням видов бактерий, которые оседают на коже, проникают с воздухом в легкие и с пищей в желудок. Можно привести еще в пример чуму плотоядных (чумку): сколько ни ухаживай за больным животным, никогда не заразишься, потому что присутствует врожденный иммунитет.

Естественный приобретенный иммунитет (активный) – тот, что возникает, когда переболеешь. Касается ветряной оспы, краснухи, паротита (свинки), кори, скарлатины, коклюша, дифтерии. Причем люди довольно давно заметили, что такими болезнями болеют один раз в жизни. Можно привести и современные представления о клетках памяти, которые остаются в крови после перенесенного заболевания и «помнят» первичную структуру соответствующих белков-антител.

Еще в средние века заметили, что чем моложе был заболевший человек, тем легче он переносил заболевание. Можно привести в пример «краснушечные чаепития», которые устраивали в европейских странах, например, в Англии. Когда маленькая девочка заболевала краснухой, к ней в гости свозили девочек со все округи. Желательный возраст – 3-4 года. Детей сажали за один стол как можно теснее, предлагали есть и пить из одной посуды. Смысл – перезаразить девочек, пока они маленькие. Потому что для беременной заболеть краснухой означало почти гарантированно родить ребенка с врожденными патологиями.

Искусственный активный иммунитет. Поскольку дети уже подустали слушать, вывожу на экран фото коровы или какую-нибудь картину, на которой изображена корова, и прошу высказать предположения, для чего нам здесь эта корова. Поломали головы, ничего не придумали.

Например, такую картину. Здесь написана не только шикарная корова крупным планом, но и доярка, о которой дальше пойдет речь на уроке
Например, такую картину. Здесь написана не только шикарная корова крупным планом, но и доярка, о которой дальше пойдет речь на уроке

Если у детей есть возможность воспользоваться на уроке интернетом, прошу посмотреть происхождение слова «вакцина». Дети находят. Дети заинтригованы. Можно продолжать.

Далее небольшой рассказ о коровьей оспе и доярках, которые преимущественно выживали при эпидемиях. О том, что рано или поздно нашелся человек, который подумал: зачем ждать милостей от природы в данном вопросе? А если человек не доит коров, что, ему теперь быть обреченным на оспу?

В зависимости от количества времени можно рассказать и о самом Эдварде Дженнере, и о его первых прививках, и об отношении к вопросу русской императрицы Екатерины II (кстати, очень жизненно в современных обстоятельствах).

Можно привести образный пример с волками, которые учат волчат есть зайцев (или если угодно, с сурикатами, которые учат своих сурикачат есть скорпионов).

Заяц, по авторитетным рассказам охотников, страшный зверь. Если неосторожно взять его животиком к себе, то когтями задних лап он с легкостью вскроет брюшную полость человеку. Неопытного волчонка он тоже почти гарантированно убьет.

Поэтому умные волки, которым дорого их потомство, в первый раз приносят детям зайца неживого, желательно кусками. Чтобы детки попробовали мясо. В другой приносят неживого, но целого, и волчата долго крутятся вокруг, пытаясь понять, как же его есть. Вроде запах знакомый, а мяса-то не видно.

Вот это очень важный момент для понимания сущности прививки. Убитый заяц не причинит волчатам вреда, и них есть время, чтобы разобраться в технологии его поедания. Убитый вирус (или его компоненты) не причинит человеку вреда, у организма есть время, чтобы научиться вырабатывать антитела.

Да, еще считаю важным разграничить в понимании детей понятия «вакцина» и «прививка». Вакцина – это жидкость, содержащая возбудитель болезни или его части. Прививка – процесс введения вакцины.

И еще, раз уж мы растим грамотных людей, то проговариваю с ними, что прививки «делают», а не «ставят» (как это частенько стали писать в интернете). Ставят капельницы.

Искусственный пассивный иммунитет. Здесь задаю вопрос: можно ли делать прививку человеку, который уже заболел тем же заболеванием. Дети совершенно справедливо предполагают, что такое действие может спровоцировать летальный исход.

Материал о сыворотках дети лучше понимают, если термин «сыворотка» заменить (в чисто технических целях) на термин «противоядие» и привести пример противозмеиных сывороток. Отметить, что у змееловов всегда имеется некий ассортимент таких сывороток, без которого они в поле не выходят.

Для проверки понимания хорошо задать такую задачу. Змеелова укусила кобра. Он ввел себе соответствующую сыворотку. Все закончилось хорошо. Через полгода его снова укусила кобра. Нужно ли заново вводить сыворотку и почему.

Все, больше я на этом уроке ничего не успеваю, только очень короткое повторение по опорному конспекту.

-5

В следующий раз рассмотрим урок на тему «Строение и работа сердца».

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!