Найти тему
Тим Ильясов о моде

Стиль Майи Плисецкой

Признаюсь, писать о стиле Майи Плисецкой я боялся, невероятная величина, сложный, многогранный образ, уникальная личность, я просто не знал, как подступиться. К счастью, на помощь пришли воспоминания самой Майи Михайловны, книга Ольги Хорошиловой “Мода и Гении”, сотрудники театрального музея Бахрушина и Александр Васильев, любезно согласившийся поговорить со мной о нашей героине. Васильев хорошо знал Майю Михайловну, они познакомились в начале 80-х в Париже, общались, вместе совершали покупки.

В интервью Владимиру Познеру Майя Михайловна рассказывала, что не танцует точно: “я импровизирую, танцую не заученно”. Этот принцип распространялся и на другие сферы ее жизни, не заученность, индивидуальность, импровизация, свобода, проявлялись и в стиле Плисецкой. Как все визионеры, она шла впереди моды, одевалась в модернистском духе, когда другие балерины носили меха и кружева, не пыталась выглядеть “русской” или “советской”, она принадлежала всему миру. А еще, нередко повторяла: “я любила танцевать, а не работать”. Естественность во всём, в танце, в манерах, в образах;

ФАРЦА

Одеваться модно тогда было и сложно, и опасно. Нередко Майя Михайловна пользовалась услугами легендарной московской фарцовщицы Клары - за такое вполне могли выгнать из театра. В 1958-м балерина стала объектом внимания в классе:  на Майе был нейлоновый купальник, вместо привычного (и не слишком удобного) хитончика. Купила его она как раз у фарцовщицы. Так, Плисецкая первая среди советских балерин начала заниматься в купальнике. Вещи у Клары стоили безумных денег. “Диета помогает одеваться”, - говорила Плисецкая. Она экономила на еде, но никогда на стиле.

СОВЕТСКИЙ ПОДИУМ

В 1969 году в новогоднем “Голубом огоньке” показали модное дефиле.  “Моды 1970 года” демонстрировала народная артистка СССР Майя Плисецкая. Это было шоу недостижимой мечты советской модницы: блестящие высокие сапоги и короткий плащ из фловерлака, расшитые пайеткими мини-платья, алый костюм, бушлат, цепи на водолазке, кейп, шляпы … и костюм Шанель. Костюм Шанель на советском теле-дефиле? Как и большинство показанных вещей, он принадлежал лично Плисецкой, причем сшит был за восемь лет до этого события, то есть остромодным в 1970-м году, мягко говоря, не был.

ШАНЕЛЬ

Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель в Париже. 1961 год.
Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель в Париже. 1961 год.

В 1961 году Плисецкую впервые выпустили в Париж, где Майей Михайловной встретился Серж Лифарь. Танцовщик “Русских сезонов”, хореограф и последний фаворит Дягилева очень хотел ставить в СССР, для этого и обхаживал Плисецкую. У Лифаря был припасен козырь в рукаве - дружба с Габриэль Шанель. Козырь был существенным, ибо Шанель не дружила практически ни с кем, мало кого допускала в свой личный круг и, в целом, была дамой довольно сурового характера. Лифарь пригласил Майю в бутик Коко.  “Нас встретила очень худая, подтянутая женщина с пронизывающими глазами, - рассказывала Майя Михайловна об этом знакомстве в одном из интервью, - она была увешана поддельными драгоценностями (имеется в виду бижутерия, - прим. ред) - на ней были большие клипсы. Она сразу повела нас в комнату, где устроила показ … девочки-модели стояли по стойке смирно, трепетали перед Шанель”. Великой мадемуазель что-то не нравилось, она решила показать сама, как нужно демонстрировать свои жакеты, а после предложила Плисецкой примерить костюм. “Я его надела и прошлась, причем старалась делать, как она. Шанель сказала:  “Браво!”. Майя Михайловна получила белый шелковый костюм из жакета и короткого платья в подарок.

Белый шелковый костюм - подарок Габриэль Шанель
Белый шелковый костюм - подарок Габриэль Шанель

VOGUE

Майя Плисецкая в объективе Ричарда Аведона
Майя Плисецкая в объективе Ричарда Аведона

В 1966 году Плисецкая гастролировала по США, главные глянцевые журналы вступили в битву за возможность запечатлеть звезду балета на своих страницах. Разумеется, победу одержал Vogue. Это был третий приезд Майи Михайловны в Нью-Йорк, до этого она уже появлялась на страницах глянцевых изданий, но в 1966 сошлись звезды: гений Ричарда Аведона и пластика Плисецкой. Аведон попросил ее танцевать во время съемки. Израсходовав сотни метров пленки, он таки смог ухватить суть ее движений, эта съемка вошла в историю модной фотографии.

Майя Плисецкая в объективе Ричарда Аведона
Майя Плисецкая в объективе Ричарда Аведона

КАРДЕН

1998 год. С Пьером Карденом
1998 год. С Пьером Карденом

Плисецкая и Карден встретились в 1971 году, их познакомила Надя Леже.  “Красная Надя” сотрудничала с дизайнером, разрабатывала для него эскизы аксессуаров. После выступления Плисецкая и Карден сидели в лобби отеля и беседовали, через переводчика Майя Михайловна попросила совет, в чем пойти на прием в Париже, что будет прилично. Пьер отшутился и, отойдя, позвонил ассистенту. Через час Плисецкая уже примеряла свое первое платье Pierre Cardin. С тех пор Пьер Карден был главным дизайнером Плисецкой.Их сотрудничество вышло далеко за рамки ее светского гардероба. Уже в 1972 году дизайнер оформил костюмами балет “Анна Каренина”, вот только имени его на афише не было. Потом был фильм-балет по мотивам “Вешних вод” Тургенева. Плисецкая была поражена знанием Карденом не только русской литературы, но и русской моды тургеневской эпохи. В 1980 году дизайнер оформил балет “Чайка”, в 1985-м вышла “Дама с собачкой”, наконец в 1998 году Карден и Плисецкая дали невероятное шоу в Москве: “Мода и танец”.

Майя Михайловна и Пьер Карден на примерке костюма для балета
Майя Михайловна и Пьер Карден на примерке костюма для балета
Родион Щедрин, Пьер Карден (в центре), Майя Плисецкая. 1990-е годы
Родион Щедрин, Пьер Карден (в центре), Майя Плисецкая. 1990-е годы

СЕН-ЛОРАН

Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран
Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран

Ив Сен-Лоран мог бы стать еще одним героем в истории стиля Майи Плисецкой, но создал для нее лишь один образ, правда, вошедший в историю балета - костюм для “Гибели Розы”  Ролана Пети. Увы, после этого сотрудничество Сен-Лорана и Плисецкой не продолжилось. Лиля Брик их с Майей познакомила, она же их и рассорила. С возрастом Брик стала более резкой и однажды в порыве наговорила Плисецкой неприятных слов.Так их дружба распалась,  и Брик из ревности  увела за собой из жизни Майи и многих общих друзей.

Добавьте описание
Добавьте описание

ШОПИНГ

Плисецкая не устраивала разгульные путешествия по всем магазинам Парижа - у нее был один излюбленный маршрут, которому она не изменяла.  Бутик Кардена, разумеется, она посещала в первую очередь.  У Плисецкой был “открытый кредит” - она отбирала вещи, которые ей нравились, а после Карден все их дарил своей музе. Потом обувные магазины. Туфли занимали особое место в гардеробе Плисецкой. У нее лежали в коробках десятки ни разу не надетых пар. Больше всего она носила обувь Casadei. После посещения обувных магазинов Плисецкая стремительно пробегалась по аксессуарам, нередко примеряла шляпки. У нее была небольшая коллекция головных уборов, но она часто сокрушалась, что в шляпах совершенно некуда ходить.Под занавес Плисецкая заходила … в эконом магазин Тати на окраине Парижа. Там можно было найти множество стильных вещей и косметику за очень маленькие деньги - она покупала их на подарки для земляков. В СССР любая импортная вещь казалась роскошной -  разницы между брендами советские люди не понимали.

НЕ ТОЛЬКО КАРДЕН

Костюмы от Ирен Голицыной
Костюмы от Ирен Голицыной

Несомненно Пьер Карден был главным дизайнером в жизни Плисецкой - с 1971 года большая часть ее вещей принадлежала его авторству. Однако в гардеробе Майи Михайловны - как в светском, так и в сценическом - были вещи и других дизайнеров. Василий Катанян, например, запомнил ее в эффектном шелковом платье Lanvin. Несколько нарядов для Плисецкой создала знаменитая княгиня Ирен Голицына, творившая высокую моду в Риме и, придумавшая, кстати, брюки-палаццо.  Среди российских дизайнеров Плисецкая выделяла Татьяну Парфенову. Майя Михайловна познакомилась с ее творчеством еще в девяностых и после первого же визита заказала у нее несколько вещей.

Майя Плисецкая
Майя Плисецкая