В 1970 году двум педагогам-психологам по имени Рон Галлимор и Роланд Тарп представилась возможность мечты: создать с нуля
экспериментальную программу чтения в лабораторной школе в бедном районе Гонолулу. В проекте, который финансировался гавайским образовательным фондом, приняли участие 120 учеников K-3, и он получил название «Проект раннего образования Камехамеха», или KEEP. Начиная с 1972 года, когда двери школы открылись, Галлимор и Тарп применили самые передовые педагогические теории того времени, многие из которых были связаны со стратегиями учителей по увеличению процента времени, затрачиваемого на выполнение задания. Галлимор и Тарп были изобретательными, трудолюбивыми и решительными. Они тоже были не очень успешными. Первые два года успеваемость по чтению в KEEP оставалась низкой. К лету 1974 года, как вспоминал Галлимор, «мы начали серьезно сомневаться в нашей методологии».
Тем летом Галлимор и Тарп оказались в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где они вели несколько классов и ломали голову над своим застопорившимся проектом. Однажды днем, снимая корзины на заднем дворе Галлимора, у Галлимора возникла идея: они проведут подробное изучение конкретного случая величайшего учителя, которого они смогут найти, и используют результаты, чтобы помочь им в KEEP. Оба мужчины сразу же подумали об одном и том же учителе, который оказался прямо в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. И все же они колебались. Этот конкретный учитель был настолько блестящим и признанным, что попросить его стать лабораторной крысой в исследовании казалось немыслимым, если не бесхитростным. Но Галлимор и Тарп, которым нечего терять, все равно решили написать знаменитого учителя. Они отправили свой запрос в его офис в Павильоне Поли, адресованный мистеру Джону Вудену, главному тренеру по баскетболу.
Охарактеризовать Джона Вудена как хорошего баскетбольного тренера - все равно что описать Авраама Линкольна как солидного конгрессмена. Волшебник из Вествуда, как был известен Вуден, был бывшим учителем английского языка из небольшого городка Индиана, который цитировал Вордсворта и жил христианскими ценностями дисциплины, морали и командной работы. Он привел UCLA к девяти национальным чемпионатам за предыдущие десять лет. Его команда недавно завершила непобежденный отрезок из восьмидесяти восьми игр, который длился почти три года, что стало одним из многих исторических подвигов, благодаря которым ESPN позже назвал Вудена величайшим тренером всех времен в любом виде спорта. Как было хорошо известно Галлимору и Тарпу, Вуден не имел никаких земных причин поддаваться любопытству пары любопытных ученых. Поэтому они были более чем немного удивлены, когда пришел ответ Вудена: да.