Найти тему
О чем кричит редактор

Персонаж будущего - ключевые точки построения

Я отдаю себе отчет в том, что очень рано выставляю эту тему для чтения. В целом масса людей спокойно живет себе по старым шаблонам, и скорее всего будет жить довольно долго. Новый тип мышления мы не скоро увидим во всеобщем пользовании, но тем не менее он уже есть, и как когда-то психологические знания, ныне ставшие поп-шаблонами, эти знания станут таким же общественно-понятным стереотипом. Но разве не литературе опережать эпоху предугадывая будущее? (о персонаже будущего можно прочитать здесь)

Писать персонажа с иным типом мышления и восприятия – задачка та еще, а если у вас десять-двадцать персонажей – можно чокнуться. Я повторюсь: разница между старым и новым персонажем в том, что персонажи прошлого действуют в ответ на внешние и внутренние условия, они ими обусловлены, ограничены, детерминированы, словно животные своими инстинктами. Новые персонажи меняют собственное сознание, предполагая в результате изменение жизни в нужную им сторону. Если персонажи прошлого целиком и полностью поглощены борьбой, то персонажи будущего заняты вопросами счастья, смысла и грандиозных целей.

Мы еще те, «старые», с привычками мыслить шаблоном бессмысленности бытия, обусловленности условиями внешними и внутренними, лишенные идеологии и целей, а персонажа уже нового подавай. Поэтому поэкспериментировать с человеком-метамодерна можно на второстепенной сюжетной линии или же дать хотя бы пару моментов, которые отразят саму необходимость иного типа мышления.

Обязательные три точки в характеристике такого персонажа:

1. Осознанность

2. Выбор образа мышления, направленности чувств, самовосприятия

3. Стремление к цели

Осознанность. Это самое главное состояние сознания персонажа будущего. Осознанность не является анализом своей жизни, осмыслением постфактум каких-либо событий, потоком образов, слов и прочим мыслительным актом самосознания. Это не раз и навсегда обретенный навык ума, это всегда процесс. Состояние ума «здесь-и-сейчас», проживание жизни одновременно из зрительного зала и на сцене. Состояние подобно тому, словно в этот самый момент в глубоком сне ты проснулся и понял, что все вокруг сон.

Мы встречали на самом деле описания осознанности в классике по той простой причине, что для писателя в принципе это состояние является одним из необходимых условий творчества.

Только в состоянии осознанности и никак иначе возможно выбирать образ мышления, чувство, то есть менять внутреннее содержание. Мы обычно плывем, как щепки в потоке своих мыслей и эмоций. Поток наших мыслей обусловлен установками, кругом знаний. Наши чувства легко искажают реальность через призму комплексов, определенных характерных черт и тд. То есть мы постоянно живем в искаженной реальности, неполной. И уж, само собой, эта реальность подлежит изменению через выбор. Здесь представить можно, что угодно, вот герой привык быть на задворках жизни, неудачник – но, если рассматривать это, как привычную форму его самовосприятия, а не условия или цепь событий жизни, и заставить героя поискать в себе неиспользуемое никогда чувство победителя по жизни и испытывать его, направляя силой воли привычные потоки мыслей в эту русло.

Стремление к цели. Без цели нет выбора жизненного сценария. Постичь свою цель – это одна из задач героя будущего. Нельзя такому персонажу взять и решить, что он будет знаменитым певцом или заберется на вершину карьерной лестницы, то есть использовать общественные шаблоны целей. Поиск цели – по сути путь героя в поисках своей аутентичности, предназначения, смысла. Можно заставить героя сначала захотеть общественно-допустимый шаблон – я хочу стать знаменитым писателем. А затем в процессе показать, как отваливаются ложные цели, иллюзии на счет собственной личности, понимание своих желаний, осознание самого себя никем и всем и прочее сложное, многоступенчатое, что нельзя описать, если сам писатель не идет по этому пути, если сам писатель до сих пор сетует на мир, на людей, на нехорошую, несправедливую действительность. И подсказка: в итоге поиск цели всегда приводит к выходу из нашей социальной действительности, любая подлинная цель лежит в сфере духовного, непознанного, невозможного для разума, но вероятного для души.

Итак, основу персонажа будущего мы рассмотрели. Основные точки построения персонажа заключаются не в его поведении, а в его восприятии. То есть если раньше человек сражался то со средой, то с внутренними демонами (и потом травмами), то ныне битва перешла в такую тонкую область, что речь идет о почти невидимом сражении: с «сытостью», вседозволенностью и тотальной бессмысленностью/бесцельностью. Благополучие стало врагом.

Давайте еще раз для сравнения:

Вот один человек – просыпается, варит кофе, идет/сидит дома работает, смотрит/читает, имеет хобби, самореализуется/ищет себя в какой-то социальной роли. Может, даже успешен и радуется своим делам и результатам. Может, даже имеет цели. Может, даже общественно-полезной деятельностью занят. Но он – продукт своего времени и той реальности, которая была задана ему внешними условиями. Он действует только внешними усилиями (или чаще бездействует)

Вот второй человек – для него реальность - продукт сознания (если вдруг кто считает, что это инфоцыганщина, то вся история философии и религии вам в помощь). Он точно также, как и первый, чем-то там занимается, но его цели находятся не в пределах заданной социальной реальности, а за ними. То есть реальность собственной жизни он собирается менять, она для него не константа, и менять не физическими действиями, а внутренним выбором. Чтобы задаться выбором и его осуществлять, крайне важно иметь цель. Цель за пределами имеющейся реальности.

P.S. Как я уже неоднократно говорила, писатель - не может быть обычным человеком с обычными целями, с обычным восприятием. Наше сытое, скучное время требует внутреннего поиска и волевого усилия от самого писателя. Нельзя писать просто истории, опираясь на прошлый опыт, как на данность. Возможно лишь самому стать на путь героя и искать невероятное в этой реальной жизни. И речь идет о пути души и духа. Иначе не написать великих книг.
_______________________________________
Анна Гутиева

Книга-вдохновение для писателей "
О чем кричит редактор"

#книжный блог #литература #современная проза #писательское мастерство