«Рабство справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем».
(с) Марк Туллий Цицерон
Иногда пишут, что Цицерон считал некоторые расы изначально предназначенными быть рабами. Это неверно, о таком мнении великий римский оратор лишь упоминал, но сам его не придерживался. Цицерон полагал, что «по природе все мы подобны и равны друг другу», что между людьми разного происхождения нет различий, всякий человек «гражданин всего мира, как бы единого града». Но как же тогда быть с его апологией рабства, приведённой в эпиграфе? Судя по всему, Цицерон считал, что рабами обычно становятся люди, недостойные свободы.
Во времена Цицерона римских граждан уже три века нельзя было обращать в рабство за долги. Однако среди всех римских рабов урождённые римляне иногда всё-таки встречались. Как же они становились рабами? Это могли быть люди, попавшие к плен к пиратам. Если у них не оказалось богатых родственников, которые выкупили бы их, или надёжных поручителей, которые могли бы засвидетельствовать их римское гражданство, они так и оставались в рабском статусе.
Римлянина могли лишить гражданства по решению суда. Такой приговор выносили за особо тяжкие преступления, преступник при этом становился государственным рабом и отправлялся на каторгу. Он также мог стать рабом-гладиатором и отправиться в лудус. Приговор «к мечу» (то есть отдачу в гладиаторы) не стоит путать с приговором к смерти на арене. В первом случае виновный становился обычным бойцом арены и имел шанс со временем обрести свободу. А приговорённых к смерти отдавали на растерзание диким зверям либо выпускали против профессиональных гладиаторов. Уйти с арены живыми они заведомо не могли, выжившего преступника добивала охрана.
Последний возможный случай обращения римлянина в раба — когда от несовершеннолетнего ребёнка отказывались родители. Если его не брали к себе родственники или соседи, несчастный оказывался в буквальном смысле ничьим. Любой прохожий мог обратить его в рабство, причём так поступали не только ради обретения бесплатной рабочей силы, но и из жалости — без семьи дети были обречены на смерть от голода. При попытке украсть еду на них могли спустить собак или просто убить. Ничейные дети в Древнем Риме никаких прав не имели и законами не защищались.
Все рабы римского происхождения (кроме каторжников и гладиаторов), знавшие латынь и римские порядки, имели шансы попасть в категорию привилегированных. Подавляющее большинство рабов в Риме были чужеземцами, оказавшимися в рабстве в качестве военнопленных или же проданные римским торговцам живым товаром. Таких рабов и рабынь, даже молодых и сильных, ценили недорого, поскольку они не понимали язык своих хозяев. Их оптом продавали на латифундии, где держали в колодках и заставляли выполнять самую тяжёлую и грязную работу.
Красивые юные рабыни и рабы-мальчики, умевшие танцевать, петь или играть на музыкальных инструментах, ценились римскими богачами, их покупали за огромные суммы. Когда они утрачивали красоту, их оставляли в хозяйском особняке в качестве прислуги. Те из рабов, кто служил в доме хозяина, считались счастливчиками. Они жили в пусть тесных, но комнатах, им выдавали приличную одежду и кормили остатками с хозяйского стола. Лучше всего жилось личным секретарям и управляющим поместьем (на эти должности в Древнем Риме брали только рабов).
Даже самой несчастной служанке у привередливой и злобной хозяйки жилось намного лучше, чем девушке, проданной на плантацию в Сицилии или в лупанарий портового города. Матроны это прекрасно понимали и считали, что оказывают своим служанкам огромную услугу, держа их при себе. Обращались они с рабынями безжалостно, нервничающая хозяйка могла колоть свою прислугу булавками просто от нечего делать.
Относительно спокойной, хоть и не очень лёгкой была жизнь у римских рабов, принадлежавших не богачам, а мастеровым, крестьянам и прочим трудящимся. С ними обращались вполне сносно, ведь от этих рабов требовался усердный каждодневный труд. Если владелец виллы мог по своему капризу бросить любого раба на съедение муренам (и такие случаи были), то хозяин лавки или кузницы не мог себе позволить терять раба, купленного за немалые деньги. Разумеется, он выжимал из работников (как рабов, так и наёмных) все соки, но при этом был заинтересован в том, чтобы они оставались здоровыми и трудоспособными.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев