Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

Родич – бог – демон - снежный человек. Дина Виноградова. 16я глава.

Оглавление

Начинаем публикацию полного текста (без иллюстраций) раздела книги Д.Виноградовой, Н.Непомнящего и А.Новикова "Неандерталец жив?", написанный первым автором.

Материал предоставлен сайтом Аламас.ру

Публиковать будем по главе в день для вашего удобства.

Глава 16

НАУЧНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

20 октября 1967 года американские исследователи Паттерсон и Гимлин в 30 метрах от себя увидели и сняли на кинопленку молодую самку бигфута. Зримо мы увидели то, что представляли мысленно, то, что было собрано по частичкам из сообщений очевидцев, из пересказов, из устных и письменных сообщений, то, что собрал в своей монографии Борис Федорович Поршнев. Но даже пойманный экземпляр не расскажет того, что дали нам собранные за десятки лет сведения от современников и за тысячи лет - свидетельства людей отживших.

В низком поклоне склоняется профессор Поршнев перед своими предшественниками - профессорами В.А. Хахловым и П.Л. Дравертом. Докладная записка профессора Виталия Андреевича Хахлова о великом открытии предка человека попала в архивный раздел как не имеющая научного значения!

"Вот я у Виталия Андреевича Хахлова. Он сидит передо мной, удалившийся на отдых заслуженный ученый, убеленный сединой, взволнованный. Полвека, как он, еще студентом, поистине открыл Америку, а понес необъяснимое поражение. Сорок пять лет старался забыть, не прикасался к ране. Не я напомнил ему о былом - с первыми газетными известиями о снежном человеке профессор Хахлов загорелся: пришел час подтверждения! Он спешно написал в журнал "Природа" статью о своих давних исследованиях. Ее холодно вернули. Голова снова поникла.

Студент-зоолог Хахлов в 1907 году находился в Зайсане - вблизи границ России и Китайского Синьцзяна. Во время поездки на ледники Музтау он тогда впервые услышал от проводника-казаха о существовании в Джунгарии "дикого человека". Что-то сделало юношу пленником этого факта. В.А. Хахлов с возраставшей пытливостью собирал среди казахского населения сведения. Они были вполне натуралистичны.

"И вот с 1911 года, забросив на время даже занятия в университете, посвятив всего себя великой теме, юный исследователь в течение двух-трех лет объезжал прилегающие к Зайсану и Тарбагатаю районы Джунгарии, тщательно выспрашивая и записывая все, что так или иначе касалось дикого человека. Когда многое прояснилось, В.А. Хахлов подготовил экспедицию в Синьцзян в составе двух казахов для доставки к нему, в Россию, в кожаных мешках, в формалине головы и конечностей ксы-гыик (дикого человека). В.А. Хахлов шлет предварительное сообщение и просьбу о помощи в Петербург - в Академию наук. Прошли месяцы мучительного ожидания, и, наконец, частным путем зоолог узнал, что его письмо решено "оставить без последствий", так как его представления свидетельствуют о полном невежестве в антропологии... Началась мировая война, о заграничной экспедиции нечего было и думать, да и В.А. Хахлову пришлось вернуться в Москву - в университет. И никогда уже не довелось больше заняться безумием юности".

Как сам Хахлов писал в своих воспоминаниях, он достиг анатомического и биологического описания этих существ. Один из его информаторов имел в предгорьях длительное наблюдение: с месяц он ежедневно рассматривал выловленную и прикованную на цепь у мельницы особь женского пола - молодую, тоже волосатую и бессловесную, издававшую визг и скалившую зубы при приближении людей. Днем она спала в позе, иногда наблюдаемой у маленьких детей: как верблюд, по выражению рассказчика, а именно на коленях и локтях, положив лоб на землю, а кисти на затылок. Соответственно кожа на ее локтях, коленях и лбу была грубая, как подошва у верблюда. Мясо ела только сырое, брала также овощи, зерно, мучные лепешки, ела подползавших насекомых. Пила либо припав к воде (" как лошадь"), либо макая руку и слизывая стекающую воду. Потом ее решили отпустить, и она, болтая на бегу длинными руками, косолапо, но быстро метнулась в камыши.

Вот самое отжатое анатомическое резюме. Лба почти не видно. Вместо него - массивные надбровные дуги, за которыми немного мозолистой кожи, а дальше уже растут волосы, Голова как бы заострена на затылке, а шея толстая с мощными затылочными мышцами. Запавший нос с большими ноздрями. Выдающиеся скулы. Нижняя часть лица массивна и сильно выпячена вперед, но, держась за свой подбородок, казахи говорили: "Вот такого подбородка у ксы- гыик нет", - и показывали, как срезана нижняя челюсть, а рот свой растягивали пальцами насколько возможно, прибавляя, что у ксы-гыик рот еще шире, однако губы очень узкие, с темной слизистой оболочкой, обнаруживающейся лишь тогда, когда ксы-гыик скалит зубы. Прикус резцов под углом выдается вперед, "как у лошади". Кожа лица - голая, темного цвета. Тело покрыто рыжевато-бурыми или сероватыми волосами, напоминающими шерсть верблюженка. Плечи сдвинуты вперед, а голова втянута в плечи, что создает сутулость, руки же оказываются висящими не по швам, а немного спереди. Фигура ксы-гыик отмечена относительной длиннорукостью и коротконогостью. При скалолазании руки выбрасываются вперед и подтягивают тело. Кисть, ладонь которой лишена волос, выглядит узкой и длинной из-за малой отодвигаемости первого пальца: например, освобождаясь от веревки, ксы-гыик накидывал на нее, как крюк, все пять пальцев вместе. Зато на ступне (подошва которой тоже лишена волос) большой палец отодвигается значительнее, чем у человека, заметно массивнее и короче других. (Заметим это: на верхних конечностях противопоставление первого пальца меньше, чем у человека, на нижних же, наоборот, больше). Ногти на руках и ногах выглядят узкими, длинными и выпуклыми. У ступни несообразная ширина, пальцы могут широко раздвигаться.

Еще множество ценных сведений выведал Хахлов у казахов о ксы-гыике. Оказалось, его видели и у ледников в горах, и в песках, зарослях камыша, в пустынях, и вблизи водоемов - озер и рек. Он ищет безлюдность, встречается и в одиночку, и парами, и парами с детенышами. Подавляющее большинство встреч - не днем, а в сумерках, на рассвете, в ночное время. Постоянные логова неизвестны, а временные встречаются там и тут. Пища - корни, стебли, ягоды, а также яйца птиц и птенцы, ящерицы и черепахи, но особо важную часть его рациона составляют грызуны.

Юношей, в 1907 году зоолог Хахлов в Зайсане, на границе с Китаем, впервые заинтересовался сведениями о диких людях.

Одновременно и совершенно независимо в 1908 году другой будущий профессор молодой минеролог П.Л. Драверт собрал в Якутии в нижнем течении реки Лены сведения о диких, сильных, волосатых, человекоподобных, лишенных даже членораздельной речи. Не пересказывая этих якутских данных о палеоантропе (там их называют чучуна, кучуна, мулена, хээдъеки, абасы), отвешу низкий поклон П.Л. Драверту, - пишет профессор Б.Ф. Поршнев, - еще одному соотечественнику, независимо от других возгласившему о великом открытии. Еще одна маленькая трагедия. Еще одна "Записка, не имеющая научного значения".

Да, пишет профессор Поршнев, мы вовсе не первооткрыватели, но наши научные предшественники не связывали свой местный материал с данными из других географических областей. Собранные молодым русским минерологом П.Л. Дравертом рассказы о диких волосатых людях в Косюре, Булуне и нижнем течении Лены не полностью, но были опубликованы им в 1912 году. Он писал со слов очевидцев, что дикие волосатые люди встречаются в глухих местах Верхоянского округа. Известно, что с 1925 года П.Л. Драверт, ставший уже профессором и видным метеоритологом, продолжал собирать подобные сведения вместе с агрономом-якутом Д.И. Тимофеевым. В марте 1929 г. они сделали доклад на эту тему в Западно-Сибирском (Омском) отделе Русского географического общества. Газета "Автономная Якутия" 26 апреля 1929 года опубликовала заметку С. Потапова под заглавием "Чучуна", подтверждающую реальность этих существ ссылками на расследования, произведенные авторитетными организациями Якутии. Включив эту заметку в вновь полученные данные, профессор П.Л. Драверт опубликовал в 1933 году большую статью "Дикие люди мулены и чучуна". (Переиздано в кн.6 "Будущая Сибирь", 1953 г.). П.Л. Драверт призывал в статье приложить все усилия для изучения и охраны этих представляющих огромную научную ценность "диких людей".

Уже в 1933 году было сказано о большой научной ценности открытия! Но заявление профессора Драверта было фактически парализовано одновременно опубликованной статьей видного знатока якутского фольклора этнографа Г. Ксенофонтова "По поводу статьи проф. Драверта". В статье утверждалось, что мулены и чучуна - пережитки наидревнейших верований предков туземцев севера, сходных с верованиями древних греков в пана или фавна. Пана, пишет Г. Ксенофонтов, тоже связывали со стадами травоядных, с внушаемым им "паническим ужасом", с преследованием женщин, с криками в горах. Хотя, с нашей точки зрения, это является подтверждением открытия проф. Драверта, "но опять гробовая крышка захлопнулась, - написал Б.Ф. Поршнев, - над опять и опять проклевывавшейся невероятной истиной".

Журнал "Всемирный следопыт", Москва, периодически публикует материалы по снежному человеку. Читатель журнала Василий Алексеев из г. Якутска прислал в редакцию журнала статью и выписку из протокола заседания Географического общества, которую мы полностью приводим ниже. Она хорошо вписалась в биографию профессора П.Л. Драверта. Но и статья Василия Алексеева заслуживает опубликования, вторичного. Впервые статья и выписка из протокола заседания Географического общества, найденная В.Алексеевым в Якутских архивах, были опубликованы в журнале "Всемирный следопыт" в № 11 за 2000 год.

Василий Алексеев

ЧУЧУНА: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ЛЕГЕНДА?

Хотел бы привлечь внимание читателей журнала к вопросу существования так называемого "чучунаа" - реликтового гоминоида с "якутской пропиской".

В 1975 году в издательстве "Мысль" (Москва) вышла книга ученого-этнографа И.С. Гурвича "Таинственный чучуна. История одного этнографического поиска". Автор приводит в своей книге свидетельства очевидцев встреч с загадочным существом и приходит к выводу, что чучунаа - это волею судьбы заброшенные в Якутию чукчи. Якутский ученый Семен Николаев (Якутск) утверждает, что чучунаа - "самый примитивный палеоазиат Сибири, веками уходивший от наседающей с юга, цивилизации, ныне полностью истребленный". В свое время многие газеты и журналы писали о "снежном человеке". Оказывается, эти "снежные люди" встречались и в Магаданской области и Якутии.

Например, 26 апреля 1929 года "Автономная Якутия" напечатала статью "Чучуна". Она опубликовала к сведению якутской экспедиции Академии наук СССР. Вот выдержки из этой статьи: "Верхоянцы утверждают о существовании неизвестного до сих пор племени на севере. Верхоянцы знают, что чучуна - не фантазия. Есть очевидцы". В статье дается и описание чучуна: "высокого роста, крепкого телосложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями".

В этой же статье пишется о том, что в начале 1928 года секретарь Верхоянского окркома ВКП(б) Новгородов в своем отчете в Якутский обком партии упомянул, что рассказы о чучуна - не легенда, а действительность. По его сведениям, коммунист Шадрин специально проверил сообщения о чучуна и целиком подтвердил. В статье упоминается и о том, что в 1928 году комиссия ВЦИК и ЦК ВКП(б) по якутским делам заинтересовалась данными о чучуна и в Москве удивленно вопрошали, почему до сих пор в Якутии никто не занимался этим явлением.

Недавно в партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС я обнаружил очень интересный документ, датированный 9 марта 1929 года. Он небольшой по объему и приведу его полностью.

Копия

В Ы П И С К А

Из протокола заседания Комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного Русского географического общества, состоявшегося 9 марта 1929 года.

Слушали:

1. Сообщение профессора П.А. Драверта и студента Сибирского Института сх и лесоводства Д.И. Тимофеева -"Люди - мулены и чучуна по сказаниями тунгусов и якутов".

Докладчики знакомят присутствующих с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании в горах Джюг-джюр и в северных горных хребтах Якутского края какого-то пока загадочного народа, известного у якутов и Аянонельканских тунгусов под именем "муленов", у тунгусов низовьев Яны - под именем "чучуна". Насколько известно, в литературе нет никаких сведений об этом народе. О случайных встречах с ними тех или иных отдельных лиц, преимущественно охотников-промышленников, существует только недостаточно проверенные рассказы. По этим рассказам, "мулены" и "чучуна" рисуются как люди, стоящие на очень низкой ступени развития, живущие в одиночку, иногда в пещерах гор, одевающихся в примитивно сделанную одежду из звериных шкур и имеющие вооружение из копья, лука со стрелами, массивного грубо сделанного железного ножа. К поясу привешивается огниво. Иногда "мулены" и "чучуна" делают нападения на охотников и редких путников в районе их обитания - незаметно, как зверь, прокрадываясь к ним на близкое расстояние и выпуская в них одну за другой весь запас своих стрел. При всех нападениях "мулены" обычно издают пронзительный свист, который устрашающе действует на психику подвергающегося нападению. По словам докладчиков, отсутствие надлежащих данных о существовании этого загадочного народа, если действительно это особый народ, а не просто одичавшие, психически-больные или по каким-либо другим причинам удалившиеся из общежития представители существующих народностей ("мулен" - в переводе на русский язык - разбойник), обьясняется, надо думать еще и тем, что в силу суровых законов жизни Крайнего Севера, столкновение с муленами кончается обычно смертью одного из встретившихся и поэтому якуты и тунгусы весьма редко рассказывают о своих встречах с "муленами", "чучуна", опасаясь ответственности за их уничтожение.

Заслушав сообщение докладчиков, Комиссия постановляет:

1.Обратить внимание исследовательского общества "Саха кэскиле" в Якутске на желательность сбора и проверки сведений о "муленах" и "чучуна". Наибольший материал по этому вопросу может доставить население в районе Джюг-джюр и по Аянонельканскому тракту.

2. Связаться по данному вопросу также с якутской секцией Восточно-Сибирского отдела Государственного русского географического общества.

С подлинным верно: секретарь Комиссии т. Белоногов.

(Партархив Якутского ОК КПСС. Ф.9, оп.I, д.97)

Переписка Верхоянского окркома ВКП(б).

В статье П.Л. Драверта отмечалось, что довольно обильны встречи этих существ в хребте Джугджур - продолжении Яблонового и Станового хребта, где якуты называют их хозяином или духом гор и приносят им лакомые подарки при перевале через хребет, а тунгусы относятся к ним как к реальным существам и иногда убивают. Отмечаются сведения по всему крайнему Северу, в особенности в Верхоянском крае, а также, что характерно, в устьях и нижнем течении больших рек - Колымы, Индигирки, Яны, Лены, Хатанги, и в малонаселенных горных хребтах Севера.

Один из информаторов П.Л. Драверта, якут, был уверен, что из низовьев Лены это волосатое племя переселилось на Теплые Острова. Он имел в виду Алеутские острова, которые являются как бы мостом из Чукотки на Аляску. Он рассказывал, что однажды в земле чукчей море выкинуло на песок тело волосатого человека с Теплых островов. Нельзя было понять, живой он или мертвый. Никто не решался тронуть его. К нему боялись подойти даже собаки. И так лежал он на берегу целый день. Лишь один почтенный шаман видел ночью, как человек поднялся с земли, трижды обошел стойбище чукчей и потом ушел.

Комментарий: в летнее время течение направляется от Алеутских островов на север, в сторону Чукотского полуострова. Это течение и принесло гоминоида в землю чукчей.

По мнению профессора Б.Ф. Поршнева, через Берингов пролив (как бы ледовый мост) и через гряду Алеутских островов в древности вышел на американский континент неандерталец.

Их архива Комиссии по изучению вопроса о "Снежном человеке" получаем сообщение Павлова о том, что в районе рек Яны и Индигирки, согласно рассказам коренных жителей, на хребте Полоумтном в недавнее время имели место встречи "дикого человека", а в селении Муурдах имеется даже захоронение убитого "чучуна" в мерзлоте. Примерно в конце 20-х годов власти Якутской АССР давали даже разрешение на отстрел "чучуна".

Ботаник В.А. Шелудякова сообщает, что по всему северу Якутии рассказывают о "диких людях", живущих в горах, в малодоступных местах. Рассказы о чучуна подтверждены такими авторитетными очевидцами, что в свое время заставили ЯЦИК специально заняться выяснением, что такое эти дикие люди - продукт суеверия, или какие-то действительно подозрительные люди, скрывающиеся в необитаемых местах.

Д.Н. Тимофеев сообщил, что, по слухам, немалое число муленов и чучуна было истреблено во время гражданской войны в Якутии, когда по безлюдным дотоле пространствам прошли большие массы вооруженных людей. И до революции и после на этих полулюдей охотились; трупы их закопаны то тут, то там, но "охотники" скрывают места, опасаясь преследования за убийство.

Геолог Н.И. Гогина сообщает, что во время экспедиции летом 1960 года оленеводы-эвенки рассказывали о диких людях: очень крупный, высокий, волосатый. "НЕ совсем человек - черт, наверное". Живут в Верхоянском хребте. Дикие люди якобы похищают детей, подчас возвращая их назад. До войны похищений было больше.

Газета "Эдер коммунист", орган Якутского обкома ВЛКСМ, в июле 1959 года опубликовала статью С. Черемкина "Знаете ли вы о хээдьеках". Автор приводит сообщение старого колхозника П.А. Слепцова из района Момских гор и верхних притоков р. Колымы, о том, как чумзабрасывали камнями, как у охотника исчезала его добыча, а на него с разных сторон кидали камни.