Возможен ли в нашей стране крупный частный бизнес? Без помощи от государства и туманных историй, когда сначала завод или компания были под контролем страны, а потом как бы ушли в частные руки.
Как показывает практика, скорее нет, чем да. Конечно, примеры успешных частных компаний есть. Но хватает и таких историй, когда всё закончилось грандиозным фиаско. И знаете, нельзя сказать, что это государства создаёт такие условия для бизнеса, что ему очень тяжело живётся.
Если брать именно нашу историю, бизнес погубил себя сам. Увы, у нас пока очень мало толковых менеджеров, которые бы реально понимали, как развивать предприятие в долгосрочной перспективе.
Именно такая история случилась с первым в России частным автозаводом. Кстати, а вы знаете, о каком предприятии идёт речь? Могу дать подсказку. Именно оттуда выехало большинство китайских автомобилей в начале 2010-х годов.
Ага, самые осведомлённые уже догадались, что речь идёт о заводе Derways в Карачаево-Черкесии.
Да, именно он стал первым полностью частным производителем автомобилейна территории современной России. К слову, открытие состоялось в 2004-ом году.
Как появился Derways?
Основателями предприятия стали браться Деревы — Станислав, Вячеслав и Хаджи-Мурат. В 90-е годы у них получилось сколотить на изготовлении минеральной воды и водки. К слову, свою первую компанию «Меркурий» они тоже смогли раскрутить с нуля.
К началу 2000-х бизнес братьев так окреп, что они попробовать что-то новое. Уж не знаю, как они к этому пришли, но выбрали одну из самых затратных и сложных сфер предпринимательства — производство автомобилей.
К слову, название Derways появилось от слияния фамилии отцов-основателей и английского слова «ways» (дороги).
Самое интересное, что начинал завод не с крупноузловой сборки иномарок, а выпускал свою собственную модель. Первенцем стал внедорожник «Ковбой».
Кузов был полностью оригинальным, шасси закупали в Румынии, многие детали взяли от Жигулей и других отечественных автомобилей.
Вот только собрать удалось меньше 1000 «Ковбоев». Уже после этой истории предприятие переключилось на китайские иномарки, которые тогда начинали расправлять крылья. И тут понеслось.
Chery, Lifan, Haima, Geely, Great Wall – всех их собирал именно Derways. И делал это вполне успешно вплоть до 2014-2016 годов.
Что сгубило Derways?
Сначала ударил экономический кризис 2014 года. Затем потихоньку начали отваливаться китайские партнёры, которые заказывали сборку своих машин на предприятии. Почему? Во-первых, упал покупательский спрос из-за провала рубля.
Во-вторых, был у «Дервейся» один грешок, который портил репутацию китайским машинам. Это плохенькая сборка. Вот только на предприятии никак ситуацию не исправляли.
Не помогло остаться на плаву даже открытие второго завода в Ставропольском Крае. Там успели меньше года пособирать внедорожники Great Wall и закрылись.
В 2016 году завод обвинили в уклонении от уплаты налогов, владелец сбежал в Англию. Все заказчики тоже разбежались. Недавно предприятие предсказуемо было признано банкротом. Сейчас оно выставлено на продажу, вот только покупателей пока не нашлось.
Даже при том, что целый и готовый к работе автозавод продают всего за 1,5 миллиарда рублей. Что по автомобильным меркам реально дешево.
Советую посмотреть:
«Покоритель Америки» УАЗ Патриот собрал в США почти 4 миллиона долларов за 24 часа
Через пару лет мы перестанем покупать корейские машины. На это есть 3 причины
«Дожили». Нашёл в салоне новую Ладу Гранту, которая стоит дороже миллиона рублей
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. И приглашаю в свой Telegram.
Там я размещают короткие посты и заметки про наш автопром и дешевые новинки. Каждый день пишу для вас о народных автомобилях!