Почему-то именно сейчас происходит переосмысление всего происходившего почти век назад. Наверно потому, что мы не извлекли должных уроков из тех событий. Только сейчас мы начали осознавать, что самое ценное в жизни — это сама человеческая жизнь. И нет оправдания тем, кто хочет ее отнять. Никакие “высшие цели” не оправдывают этого.
Я уже рассказывала о расстрелянных поэтах в 1937-м под Минском.
А сейчас хочу рассказать о сложной судьбе женщины, которая оставила свой поэтический след в истории Беларуси.
Лариса Гениюш
Родилась в 1910-м году в имении Жлобовцы (сейчас г.Волковыск Гродненской области) в семье зажиточного крестьянина-землевладельца. Закончила польскую школу, затем гимназию. В 24 года вышла замуж за студента-медика Ивана Гениюша, который учился в Карловом университете в Праге.
Через два года вместе с маленьким сыном уехала к нему. Первые ее стихи были напечатаны в берлинской газете белорусских эмигрантов в 1939-м. Тогда же ее семья, оставшаяся на территории Западной Беларуси, была репрессирована Красной армией. Отец расстрелян, а мать и две сестры сосланы в Казахстан, где позже и скончались.
В 1942-м году вышел первый сборник стихов Гениюш «Ад родных ніў». Сборник, полный ностальгии о покинутой родине:
Адзінай мэты не зракуся,
І сэрца мне не задрыжыць:
Як жыць – дык жыць для Беларусі.
А без яе – зусім не жыць.
Во время войны она активно занималась общественной деятельностью в эмиграции. Будучи назначенным секретарем Правительства Белорусской Народной Республики, упорядочивала и сохраняла архив БНР, помогала белорусским эмигрантам, военнопленным и беженцам, участвовала в спасении евреев.
В 1948-м году она вместе с мужем была арестована в Чехословакии, а через полгода отправлена в Минск. Их приговорили к 25-и годам исправительно-трудовых лагерей. Гениюш обвиняли в сотрудничестве с нацистами, утверждая, что она подписала обращение беларусов Чехии к Гитлеру. Лариса это возмущенно отрицала. Вот ее слова:
Телеграмму никто из беларусов не подписал, но на бланке, под её текстом, были аккуратно, под копирку выведены подписи всех беларусов, которые были и не были на том собрании! Мне стало до отвращения гадко. Такое государство, которое держится на лжи, на обмане, на поддельных документах, гадко! В час наистрашнейшей опасности, опутанные нацистской хитростью, люди все же отважились не подписать той телеграммы, а тут «подписывают» за них через копирку, аннулируя все человеческое, сохранившееся в людях в тяжелое время. Нет, это хуже, подлей самого низкого…
Вам это ничего сейчас не напоминает?
Супруги отбывали наказание в Коми и в Мордовии, провели там в общей сложности 8 лет. После освобождения поселились на родине мужа в поселке Зельва Гродненской области.
Сын их жил по другую сторону границы — в польском Белостоке. После смерти мужа Ларисе не разрешили поехать жить к сыну. Лариса Гениюш умерла в возрасте 73-х лет, похоронена в Зельве рядом с мужем.
Одна из сильнейших книг о сталинских репрессиях — ее мемуары «Споведзь».
Лариса Гениюш — яркий пример сопротивления, мужества, несгибаемости беларусов.
Можна сэрца жывое пакласць на агонь
Ці мячом разрубаць напалову,
І таптаць, і тыраніць ў няволі яго,
І не вырваць патрэбнага слова!
Я не гнуся ў палоне, не знаю, што страх,
Не палохайце словам, ні чынам.
Не ўздрыгне яно нат ў найстрашнейшых руках –
Беларускае сэрца жанчыны!
Беларусь. Эволюция сознания — мой блог о Беларуси сегодняшней, о ее истории и свободном, светлом будущем. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.
#беларусь #поэтесса #история беларуси #белорусская литература
#белорусская поэзия #сталинские репрессии #репрессии в ссср