Как вы знаете (надеемся, что знаете) Александр Демьяненко очень тяготился комедийным ампула вообще и образом Шурика в частности, а потому при любой возможности изъявлял желание сняться в криминальном фильме. О подобных (во многом непривычных для массового зрителя) ролях – наш сегодняшний рассказ.
Уже дебют актера в кино носил мрачноватый характер. Молодой Александр играет в фильме 1959 года «Ветер» Митю - юношу, прибирающегося в Москву на слет комсомола, но в итоге гибнущего от рук «белых».
Можно обнаружить некую перекличку образов с Михалевым из фильма «Агент ЧК». В ней рассказывается о работе молодых сотрудников «спецслужб», в числе которых и персонаж Александра Демьяненко.
А вот лента 1963 года «Порожний рейс» носит уже откровенно криминальный характер. С некоторыми оговорками её можно отнести к т.н. «советскому нуару». Герой нашего рассказа играет журналиста Сироткина, который случайно выясняет детали махинаций в одном отдаленном хозяйстве. По пути назад он должен «исчезнуть».
Если прибегать к современной терминологии, то фильм «Государственный преступник» является политическим триллером. В нём рассказывается о поиске военного преступника, виновного в расправе над мирным населением годы войны. К процессу подключен следователь КГБ, которого как раз сыграл Демьяненко.
Фильм «Рокировка в длинную сторону» - также политический триллер. Однако на этот раз актер предстал в образе советского ученого, которого пытаются шантажировать западные спецслужбы.
В криминальной драме «Пропавшие среди живых» актер сыграл капитана милиции, занимающегося делом о серийных угонах машин (в советское время – вещь жутко дорогая). Угоны - ещё полдела, банда совершает убийства.
В криминально-приключенческом фильме «Зелёный фургон» актер запомнился как Виктор Шестков, который прикомандирован в только что возникающую после гражданской войны милицию. Его персонаж гибнет при задержании опасной банды, так и не выпустив оружия из рук.
Советский триллер с откровенными сценами, предсказавший реалии 90-х
В телевизионном спектакле «Семь крестиков в записной книжке», который был поставлен по повести Сименона, актер явил себя зрителям как мелкий полицейский служащий. Ему надо оперативно раскрыть дело о «серийном преступлении», в котором обвиняют его невезучего брата.
Где случаются советские «триллеры»?
А ещё есть «мифическая роль». Многие ошибочно полагают (эффект «ложных воспоминаний»), что Демьяненко сыграл ведущего расследование в «Чисто английском убийстве» доктора Ботвиника. На самом деле эта роль была у Алексея Баталова. Впрочем, его осветлили и снабдили «характерными очками», так что перепутать нетрудно.