За последние годы у школьного сочинения случилось раздвоение личности. Теперь есть сочинения в старом стиле и порождённые экзаменационными форматами.
Первое дети за редкими исключениями писать не умеют в том числе и потому, что свободный аналитический текст много лет вытесняется конструктором клише. Конечно, если без конца штамповать сочинения в стиле «два притопа, три прихлопа», чуда не произойдёт.
Ещё одно основание не верить в чудо — засилье плагиата. Дети списывают сочинения из интернета в катастрофических масштабах. Чтобы катастрофу затормозить хотя бы на местах, нужно нащупать её причины.
Дети не понимают, что такое плагиат, не видят разницы между своим и чужим текстом. Школьник, прочитавший несколько статей или готовых сочинений, уже не замечает границ между своими мыслями и компиляцией. Всё это накладывается на низкую культуру цитирования и неумение оценить качество источника, достоверность информации. К сожалению, способствуют такому печальному положению и некоторые учителя литературы.
Если «я — последняя буква в алфавите», если ученику не дают высказать собственную точку зрения (разумеется, подкрепленную текстом), если плагиат остаётся безнаказанным, то ждать оригинальности от детских работ бесполезно.
За рубежом списывание зачастую влечёт за собой не только неудовлетворительную отметку, но и серьёзные дисциплинарные меры. У нас же действует неискоренимое «не пойман — не вор». А ловить не особенно стремятся. Причём списывают не только дети.
Много лет назад я подрабатывала, проверяя работы учителей на онлайн-курсах повышения квалификации. Процент плагиата был даже выше, чем в детских работах.
Какие способы решения проблемы я вижу?
Гуглить подозрительные фразы в сочинениях. Собирать письменные работы в электронном виде и прогонять через системы антиплагиата. Предлагать оригинальные темы, которые труднее списать. Учить цитировать. Сделать наказание (редкий случай, когда я сторонница наказания) ощутимым: ставить единицу с высоким коэффициентом или две двойки, давать дополнительные работы.
Не стоит жестоко стыдить ребёнка, но последствия должны быть очевидными и неотвратимыми.
Разговаривать о том, что такое плагиат. Без нас дети этого толком не знают. Я люблю объяснять на примере репоста: можно перепостить, чтобы все видели, откуда взят текст, можно разместить его у себя на странице, указав автора, а можно (то есть нельзя) выложить текст без указания авторства. Последнее — плагиат, или воровство.
Детям неинтересно и сложно писать сочинения. Чтобы было интересно, нужно придумывать проблемные темы, вынуждающие думать и спорить, проявлять себя. Важна и подготовка в классе: если уроки получились увлекательными, если учителю удалось показать противоречивость, объёмность, красоту произведения, то и сочинение писать будет проще и приятнее.
А что делать с тем, что написать связный аналитический текст на несколько страниц школьнику тяжело?
Если я заранее знаю, что за собственную работу получу максимум три, а за списанную — пять, то какой смысл писать самому? Значит, придётся нам поощрять ученика порой и за слабое сочинение — немного завышать балл или хотя бы хвалить на словах. Придётся напрягаться и писать развёрнутую обратную связь на каждое сочинение, показывать, что удалось, а что — нет.
Потому что иначе все эти цифры (2, 3, 4, 5) не оценки, а диагнозы, бессмысленные ярлыки. Можно вместе составлять план, пробовать писать сочинения в классе, чтобы учитель подглядывал в работы, подсказывал, как их улучшить, структурировать. И даже старшим детям стоит помогать, потому что не уметь не стыдно, а без помощи научиться невозможно.
Я еще люблю принести в класс сочинение в духе тех, которые дети старательно переписывают, и показать, его слабые стороны. Ирония в том, что в большинстве случаев это поверхностные тексты сомнительного качества.
Хотя дети массово списывают, вести двойную жизнь они чаще всего не умеют. То есть среднестатистическому старшекласснику трудно понять, что формат экзаменационного сочинения — подделка под сочинение человеческое, что для внешней проверки формат один, а для внутреннего употребления нужно писать совсем по-другому, подстраивая структуру под содержание — не наоборот.
Даже в «Сириусе» я постоянно встречаю одаренных детей, для которых становится шоком, что итоговое сочинение не образец, не норма, а одноразовое показательное выступление.
Кажется, проснёшься через 100 лет, а российские школьники всё так же списывают сочинения из интернета…
Но вдруг учителя и родители (ага, и не пишите за детей, это тоже плагиат) все-таки начнут бороться и переломят ситуацию?