Найти в Дзене
Время Романовых

Джон Пол Джонс. Как американский пират оказался на службе у Российской империи?

В России почему-то почти ничего не известно о первом американце, ставшем российским адмиралом. По крайней мере, я нашла не так много источников, в которых бы давали обширную информацию об этом человеке. Джон Пол Джонс, основатель военного флота США, получил звание адмирала российского флота от Екатерины II в 1788 году. Он успешно участвовал в русско-турецкой войне, но из-за интриг английского посольства был сначала отозван с фронта, а затем и вовсе выдворен из России. Так как сложилась его судьба дальше и почему он вообще оказался так далеко от родной гавани?

Джон Пол родился в 1747 году в Шотландии в семье садовника. В 13 лет он оставил дом, устроившись юнгой на корабль. Это не было мечтой всей его жизни, скорее просто возможностью заработать на жизнь самостоятельно, и тогда он, конечно, еще и представить не мог, как громко прогремит его имя. Джон ходил на торговых судах и транспортах для перевозки рабов и довольно быстро стал делать карьеру. В 18 лет он был третьим помощником капитана, а в 19 — первым.

Так бы и продолжалась простая моряцкая жизнь, если бы неожиданно не умер старший брат Джона, оставив в Вирджинии поместье. Перебравшему в Америку моряку его имя показалось слишком простым, и с тех пор он стал называть себя Джон Пол Джонс, а документы подписывать начал как «Пол Джонс».

В 1775 году началась война за независимость США, и Джон Пол Джонс предложил свои услуги сформированному Континентальному флоту. Он захватил 16 британских торговых судов, затем с заработанной репутацией матерого пирата отправился в Европу. Хотя для американцев он, конечно, был героем. Его слава шла впереди него самого. Король Георг III обещал повесить шотландца дважды: за шею, чтобы убить, и за ноги – для позора. Бой у мыса Фламборо-Хед 23 сентября 1779 года прозвали боевым крещением флота США, а Джона Пола Джонса – «отцом американского флота».

Но при чем же тут Российская империя?

-2

Джон Пол Джонс десять лет провел во Франции, выполняя дипломатические задания и ожидая новый корабль в свое командование. В 1787 году на него обратили внимание русские вербовщики – дело шло к очередной войне с Османской империей, и России требовалось укреплять флот на Черном море. Опытные специалисты были необходимы. Русский посол при французском дворе Симолин получил убедительные указания убедить Джонса принять предложение о вступлении на службу империи.

И американский герой принял предложение Екатерины II приехать в Россию. 25 апреля 1788 года капитан явился на встречу к императрице и уже через полтора часа стал контр-адмиралом Императорского российского флота Павлом Жонесом. Правда, он попросил остаться гражданином США, на что получил разрешение.

Следующий год он провел на Черном и Азовском морях, где руководил флотом, участвовал сражениях и успешно громил турок. За заслуги и победу под Очаковым императрица наградила американца орденом Святой Анны.

И если во флоте дела у Джонса шли неплохо, то личностные отношения складывались не так гладко. Довольно прохладное общение складывалось с Потемкиным, а с коллегой Нассау-Зигеном они «от души ненавидели друг друга». Дружба у него сложилась лишь с казацким командиром Сидором Белым, который даже принял американца в запорожские казаки.

Так еще до окончания войны Павел Жонес был отозван в Санкт-Петербург под предлогом назначения на Балтийский флот. Но вместо этого ему пришлось пережить одно из самых больших потрясений в жизни.

-3

31 марта 1789 года мать десятилетней Екатерины Степановой (Гольцварт) обвинила контр-адмирала в изнасиловании невинной дочери. Дело приобрело широкий резонанс и дошло до самой императрицы.

Почти сразу Джон Пол Джонс направил послание обер-полицмейстеру Санкт-Петербурга Никите Рылееву, в котором утверждал, что Степанова вовсе не безобидная простушка, а «падшая девушка, которая посещала мой дом несколько раз, и с которой я часто резвился, но всегда платил за это». Своему другу послу Франции графу Луи Филипп де Сегюру (единственному, кто не отрекся от него в петербургском обществе) он рассказал, что никаких сексуальных связей со Степановой не имел, а стал жертвой мошенничества ее матери. 

Оказавшись в центре громкого скандала, контр-адмирал впал в глубокую депрессию. От самоубийства его спас Сегюр, который застал друга дома с заряженным пистолетом в руке. 

В ходе разбирательств было установлено, что мать врала как о возрасте дочери — ей было двенадцать лет (что по меркам того времени было ранним, но допустимым возрастом для начала половой жизни), так и об изнасиловании: интимные встречи Степановой с Джонсом происходили регулярно и вполне мирно. Американец был уверен, что за разжиганием этого скандала стоял кто-то из его недоброжелателей из высших кругов власти. Кто он, однако, так и осталось неизвестным.

-4

Несмотря на то, что обвинения в адрес Джона Пол Джонса были сняты, в России он стал персоной нон-грата. Ожидавшееся назначение на Балтийский флот так и не было получено.

Екатерина II предоставила флотоводцу двухлетний отпуск с сохранением жалованья и чина. Фактически это было отставкой, которую Павел Жонес принимать не хотел. Все его многочисленные ходатайства остались без ответа. В августе 1789 года раздосадованный и озлобленный Джон Пол Джонс навсегда покинул Россию. До конца жизни капитана продолжали преследовать неприятные слухи. В укор ему ставили и дружбу с казаками и сплетничали, что в годы российской службы на корабле он появлялся в шароварах. Джонс оставил записи, в которых отрицал все свалившиеся на него обвинения, но при его жизни широкого распространения они не имели. Зато после его мемуары легли в основу произведений Купера и Дюма.

Он отправился в Варшаву, а затем в Париж. Там он и умер в возрасте 45 лет от болезни почек. Его тело в русском морском мундире нашла служанка, пришедшая убрать в номере. Только в 1905 году его останки с почестями были отправлены в США, в Военно-морскую академию в Аннаполисе.