Как объяснить малышу, что нужно остерегаться незнакомцев? И как рассказать грамотно, не внушая ему тотальный страх?
«Моему сыну 4 года и у него совершенно нет страха перед незнакомцами. Он может и конфетку у чужой тети взять, и пойти за руку с чужим человеком – это я проверила на двоюродной сестре, которая живет в другом городе и с малышом увиделась впервые. Пойдем, мальчик, со мной – я тебя угощу тортиком – после этих слов сын радостно протянул ладошку, схватил «чужую тетю» за руку и… пошел. На душе мне стало очень неспокойно. Особенно на фоне последних новостей, связанных с пропажей детей. Как, не пугая ребенка, объяснить ему, что нельзя разговаривать с чужими, брать у них что-то и тем более, уходить с ними за ручку?»
На этот вопрос отвечает методист Антонина Близнюк.
Как научить ребенка быть осторожнее с незнакомцами
Мы с детства учим детей не разговаривать с незнакомцами… Только часто родители упускают один важный момент: понятие «незнакомец» у взрослых и у детей сильно различается.
Вы удивляетесь тому, как быстро дочка заводит новых друзей. С одной стороны, это здорово – человек растет коммуникабельный, общительный, таким легче социализироваться в обществе. С другой стороны – «друзьями» она называет даже тех, с кем еще пару минут назад впервые повстречалась на детской площадке. И это уже тревожный звоночек!
Пару лет назад поисковый отряд «Лиза Алерт Новосибирск» провел эксперимент, условно названный «Как мы «воровали» детей». Волонтеры в роли незнакомцев подходили к ребятам прямо в парке и под разными предлогами уговаривали их пойти с ними. Мамы и папы наблюдали происходящее прямо из-за угла. В итоге из 57 детей в возрасте от 6 до 9 лет 42 ребенка ушли с незнакомцами! Некоторых не пришлось даже уговаривать! Пугающие цифры, не правда ли?
Объясните разницу между «своим» и «чужим»
Шаблонная фраза «не разговаривай с незнакомцами» не работает, поскольку дети не осознают в полной мере, кто такие чужие. Объясните малышу, что свои – это мама, папа и близкие родственники (брат, сестра, бабушка, дедушка). Сосед из второго подъезда, с которым вы здороваетесь утром по пути на автобусную остановку, – уже чужой.
Избегайте стереотипов
Не пугайте ребенка мифическим «страшным дядей». Так вы поддерживаете опасный стереотип: будто по внешности можно определить преступника. Настоящие преступники часто выглядят вполне безобидными, они очень вежливы и учтивы, именно поэтому не вызывают опасений у детей.
Придумайте «пароль»
Чужаки часто подходят к детям с фразой «я от мамы» или «я знаю твоего папу»… После этих слов бдительность у большинства ребят значительно падает. Ребенок должен четко понимать, что мама или папа вряд ли отправят кого-то за ним в школу, заранее не предупредив об этом. К тому же сейчас практически у всех в кармане на этот случай есть телефон.
Хороший способ уберечь от опасности малыша – придумать секретное слово или фразу, которые будете знать только вы (например, сиреневый космолет или пузырчатая жаба). Если «мамин знакомый» не называет пароль, с ним идти нельзя!
Проверьте ребенка
Сколько бы вы ни учили ребенка осторожности, узнать, как он поведет себя в случае опасности, можно только с помощью реального теста. Попросите хорошего знакомого подойти к вашему малышу на детской площадке с какой-нибудь просьбой или предложением. Например, пусть предложит пойти посмотреть вместе котика или сходить в магазин за конфетами. Естественно, ребенок не должен знать в лицо подставного незнакомца.
Обучайте, но не запугивайте
Пытаясь научить ребенка осторожности, не перегибайте палку. Не стоит запугивать, рисовать страшные картинки, читать жуткие новости о происшествиях. Иначе у детей сложится ошибочное представление, что все люди вокруг злые и хотят их обмануть. Это также не норма, как и излишняя доверчивость и открытость.
Больше общайтесь с детьми, «проигрывайте» какие-то возможные ситуации. Приводите положительные примеры: расскажите о том, как сами в детстве столкнулись с опасностью и повели себя правильно. Или найдите яркие примеры в интернете. Такие истории запоминаются лучше, чем в сотый раз произнесенная фраза: «не разговаривай с незнакомцами».
- Все родители беспокоятся за своих детей, - рассказывает Егор Семенов, клинический психолог, детский нейропсихолог. - Но всегда желательно знать, в чем действительно заключается опасность, и не впадать в панику без действительных поводов. Не нужно следить за каждым шагом своего ребенка, но и не нужно проявлять полную беспечность. В этом деле, как и в многих других, нужен оптимальный баланс.
Самое важное – нужно сделать так, чтобы дети почувствовали, что они могут в любое время подойти и поговорить с вами на любые темы, и что вы их обязательно выслушаете. Ваши дети должны быть уверены в том, что вы их выслушаете в любом случае, что бы ни произошло, и что вы им поможете, несмотря ни на что.
Чем больше вы узнаете о своих детях – об их интересах и предпочтениях, об их друзьях, об их целях и устремлениях, – тем больше у вас возможностей спасти их от неприятностей. Если вы почти не уделяете внимания своим детям из-за того, что заняты, то велика вероятность не заметить настораживающей перемены в их поведении.
Прислушивайтесь к своим детям
Иногда так можно заметить большую опасность, о которой они поведают как бы мимоходом. Если ваш ребенок как-то странно сторонится каких-то людей или каких-то мест, то уделите ему больше внимания и выясните, в чем тут дело.
Обязательно объясните ребенку, что ему нужно по всем вопросам обращаться к вам, ведь родители для того и нужны, чтобы помогать своим детям
Чтобы научить ребенка правильно поступать в разных ситуациях, научите его прислушиваться к своему сигнальному звонку. Для этого нужно объяснять ему, что у него внутри имеется сигнальный звонок (или тревожная лампочка), которые помогает ему определять, нужно ли беспокоиться о том, что сейчас происходит. Такое простое объяснение вполне доступно даже детям четырех лет. Если спросить ребенка: «Зазвонит ли твой звоночек, если перед тобой сидит пушистый котенок?», то каждый ответит «нет». Если спросить детей, зазвонит ли их звоночек, если рядом будет страшный зубастый волк, большинство тут же закричит «да». Начало положено!
После этого нужно поинтересоваться реакцией ребенка в самых разных ситуациях:
- старший ребенок толкает его в школе;
- учитель занимается с ним чтением;
- одноклассник предлагает ему не ходить на урок, потому что только маменькины сынки ходят на пение;
- папа и мама обнимают и целуют его;
- его облизывает ваша собака;
- незнакомец предлагает ему покататься на машине;
- друг в школе предлагает ему отнять чей-то завтрак;
- друг обнимает его;
- кто-то, кто ему не нравится, обнимает его;
- мальчик на улице просит его отдать мороженое, потому что с другими нужно делиться;
- кто-то просит его не говорить маме или папе о чем-то.
Предлагайте ребенку представить себе такие ситуации и задавайте вопрос о сигнальном звонке. Желательно придумать как можно больше разных ситуаций, а том числе и заведомо нелепых, так мы сделаем это упражнение интересным.
После этого нужно поинтересоваться: «А что ты будешь делать, если твой сигнальный звонок зазвонит?» Обсудите с ребенком все возможные варианты: ты находишь взрослого, которому доверяешь, и рассказываешь ему; ты рассказываешь об этом учителю в школе. Если это случилось на улице, ты заходишь в магазин и просишь позвонить родителям. В любом случае нужно рассказать все маме и папе, потому что они родители и они всегда знают, что нужно делать. Неважно, какая это проблема и насколько она велика, – обязательно расскажи маме и папе.
Такие репетиции важны тем, что дети не всегда умеют рассказывать о том, что с ними произошло. Метод «сигнального звонка» позволяет привлечь внимание окружающих без того, чтобы в подробностях описывать происшедшее. Детям нужно только понять, что их сигнальный звонок зазвонил, и попросить помощи у взрослых.