Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Немного о верованиях викингов

Что же наш старинный друг далее повествует в своём незабвенном писании?

А именно то, что обычно всем начинающим свой путь в изучении скандинавов так интересно - кратко описывает местный (для данов и норвегов, разумеется) божественный пантеон. Делает он это я бы сказал весьма условно и схематично, ведь, как верно подметил коллега в комментариях к предыдущей заметке, Снурри в “Саге об Инглингах” описывал скорее род датских конунгов (который они сами и вели аж от верховного Аса – Одина) их внутренние и внешние перипетии, а не составлял сборник всех известных мифов. Но я попытался собрать для Вас, уважаемые котаны, примерную картину (опираясь на такие произведения как: “Младшая Эда”, “Старшая Эда” и “Деяния Данов” за авторством некоего Саксона Грамматика).

Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями (читай: божествами) или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Скандинавам вообще характерно описывать своих божеств не как нечто условное, бородатое, сидящее на небе и наблюдающее за всеми с облачка. Их модель божеств — это что-то а – ля: мы хоть и боги, мощные и грозные ребята, крутые, как варёное пять часов яйцо, но ничто человеческое нам не чуждо!
Так же существует и второе собрание божеств – они же Ваны (проживавшие на территории северного Причерноморья).
Жили они все, не тужили но, как завещают французы - Шерше ля фам. Обитатели Мидгарда очень почитали и поклонялись именно Асам, оставляя в стороне Ванов. Последние же, собравшись с силами, ответив себе на полный спектр Кьеркегоровских экзистенциальных вопросов, создали из золота колдунью Гулльвейг (олицестворение силы золота) и послали её в Мидгард, дабы развратить людей (а то чё это они нас игнорят). Асы это дело просекли и колдунью в срочном порядке аннигилировали, из за чего собсна и начался весь дальнейший вооружённый конфликт.

Далее в легенде Ваны пришли к Асам на “перестрелку”, как в вестерне с полковником Кастером и Джеронимо (пива за мой счёт всем, кто выкупил отсылку). Поломали асам стены Асгарда, но в уличных боях потерпели поражение. Когда вся эта мышиная возня и тем и другим надоела, был подписан мирный договор, в котором было задекларировано следующее (далее прямое цитирование Снурри): “ …заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами”.

Далее по тексту у Стурулсона идёт то, что тоже весьма любопытно, а именно немного о территории России матушки. Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (Вероятнее всего имеются в виду Уральские горы). Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения.

В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Ве и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гарадарики (Древнескандинасвкое название Руси), а затем на юг в Страну Саксов.

У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне (ныне город Оденсе).
Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны (город чуть западнее от современного Ситгуны в Швеции), построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр – в Уппсале, Хеймдалль – в Химинбьёрге, Тор – в Трудванге, а Бальдр – в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища.

На сим, дабы не делать заметку ну слишком уж длинной, откланиваюсь. В следующей части изложу уже зарождение государственности и династии Инглингов, их первые шаги на внутренней и внешней политических аренах, а также некоторые курьёзные случаи, которые приключались с наследниками Одина.

Автор - Иван Корнев