Найти в Дзене
Евгения Медведева

Как реагировать на критику?

Критика - это всегда не приятно. Редкий человек может спокойно на нее реагировать, обычно, когда нас критикуют, мы чувствуем злость, раздражение, стыд, тревогу, неуверенность в себе. Почему мы так реагируем на критику? 

Потому, что, как правило, мы воспринимаем ее как угрозу нашей безопасности, нашему положению в значимой для нас социальной группе, нашему статусу кво или авторитету.

Поэтому в ответ на критику мы выдаем защитные инстинктивные реакции: нападение, убегание, замирание. Если успеваем вовремя их отследить и остановиться, трансформируем их в более спокойные, осознанные реакции. Если нет, теряем контроль и эмоции накрывают с головой, что совершенно точно не полезно для нашего состояния, отношений с другими людьми и качества жизни.

 

Какая бывает критика?

Конструктивная

  • позитивно окрашена и фокусируется на том, что можно улучшить и исправить;  
  • апеллирует не к личности, а к неоптимальным для него и окружающих паттернам поведения и действиям;   
  • подчеркивает, что критикуемый может все наладить, улучшить; 
  • оставляет за критикующим право выбора как поступить.

Деструктивная:

  • обвиняет критикуемого в ошибках;
  • негативно окрашена;   
  • подчеркивает недостатки критикуемого, обесценивает его;  
  • навязывает точку зрения критикующего, представляя ее как единственно верную.

 

Итак, разберем как пойти осознанным путем и научиться контролировать свою реакцию на критику.

 

  1. Услышав критику в свой адрес, возьмите паузу, сделайте несколько вдохов-выдохов, отвлекитесь - посмотрите в сторону, посчитайте до 10, порисуйте что-то на бумаге, проверьте сообщения в телефоне, поищите зеленые/прямоугольные/мягкие предметы вокруг - переключите внимание.
  2. Определите какую критику в свой адрес Вы услышали: конструктивную или деструктивную.
  3. Если критика конструктивная, скажите спасибо, задайте уточняющие вопросы, продолжайте саморегуляцию, так как разговор все равно не самый приятный.
  4. Если критика деструктивная, вспомните, что ее цель - вас задеть, а ваша задача в этом случае - не поддаваться на эмоции. Поэтому, разрешите себе никак не реагировать, даже, если очень хочется.
  5. Переключить собеседника с эмоций на факты. Спросите, что именно ему не нравится. 
  6. Попробуйте «вернуть» критику фразой: «Я не считаю, что ваше замечание справедливо».
  7. Перефразируйте критику на конструктивный лад. Например, если вам говорят: «Вы всегда срываете опаздываете!», ответьте: «Да, сегодня я впервые за месяц задержалась на 10 минут».
  8. Обратите внимание собеседника на слабые места в критике, ее нелогичность и необоснованность.
  9. Используйте юмор, если это позволяет ситуация. «Да, вот это меня угораздило, сама от себя такого не ожидала!» 
  10. Пропустить мимо ушей. Особенно если это слова случайного прохожего.

 

Что лучше не делать в ответ на критику?

  • всё отрицать,
  • молчать, игнорировать,
  • реагировать агрессивно: нападать, обвинять, критиковать в ответ
  • оправдываться, извиняться.