Критика - это всегда не приятно. Редкий человек может спокойно на нее реагировать, обычно, когда нас критикуют, мы чувствуем злость, раздражение, стыд, тревогу, неуверенность в себе. Почему мы так реагируем на критику?
Потому, что, как правило, мы воспринимаем ее как угрозу нашей безопасности, нашему положению в значимой для нас социальной группе, нашему статусу кво или авторитету.
Поэтому в ответ на критику мы выдаем защитные инстинктивные реакции: нападение, убегание, замирание. Если успеваем вовремя их отследить и остановиться, трансформируем их в более спокойные, осознанные реакции. Если нет, теряем контроль и эмоции накрывают с головой, что совершенно точно не полезно для нашего состояния, отношений с другими людьми и качества жизни.
Какая бывает критика?
Конструктивная
- позитивно окрашена и фокусируется на том, что можно улучшить и исправить;
- апеллирует не к личности, а к неоптимальным для него и окружающих паттернам поведения и действиям;
- подчеркивает, что критикуемый может все наладить, улучшить;
- оставляет за критикующим право выбора как поступить.
Деструктивная:
- обвиняет критикуемого в ошибках;
- негативно окрашена;
- подчеркивает недостатки критикуемого, обесценивает его;
- навязывает точку зрения критикующего, представляя ее как единственно верную.
Итак, разберем как пойти осознанным путем и научиться контролировать свою реакцию на критику.
- Услышав критику в свой адрес, возьмите паузу, сделайте несколько вдохов-выдохов, отвлекитесь - посмотрите в сторону, посчитайте до 10, порисуйте что-то на бумаге, проверьте сообщения в телефоне, поищите зеленые/прямоугольные/мягкие предметы вокруг - переключите внимание.
- Определите какую критику в свой адрес Вы услышали: конструктивную или деструктивную.
- Если критика конструктивная, скажите спасибо, задайте уточняющие вопросы, продолжайте саморегуляцию, так как разговор все равно не самый приятный.
- Если критика деструктивная, вспомните, что ее цель - вас задеть, а ваша задача в этом случае - не поддаваться на эмоции. Поэтому, разрешите себе никак не реагировать, даже, если очень хочется.
- Переключить собеседника с эмоций на факты. Спросите, что именно ему не нравится.
- Попробуйте «вернуть» критику фразой: «Я не считаю, что ваше замечание справедливо».
- Перефразируйте критику на конструктивный лад. Например, если вам говорят: «Вы всегда срываете опаздываете!», ответьте: «Да, сегодня я впервые за месяц задержалась на 10 минут».
- Обратите внимание собеседника на слабые места в критике, ее нелогичность и необоснованность.
- Используйте юмор, если это позволяет ситуация. «Да, вот это меня угораздило, сама от себя такого не ожидала!»
- Пропустить мимо ушей. Особенно если это слова случайного прохожего.
Что лучше не делать в ответ на критику?
- всё отрицать,
- молчать, игнорировать,
- реагировать агрессивно: нападать, обвинять, критиковать в ответ
- оправдываться, извиняться.