В свое время, в рамках нашего канала, мы уже успели познакомиться с историей создания Вожской засечной черты и одним из ее "компонентов" - Дураковскими воротами. Однако, как следует из исторических материалов, в пределах Вожской засеки, помимо Дураковских ворот были еще Волчьи и Введенские, а также несколько городков. Введенские ворота считались основными на этом участке линии обороны, так как располагались непосредственно на "большой дороге" ведущей в Москву (отсюда и название) из Переяславль Рязанского. Правда в то время эта "магистраль" проходила через другие населенные пункты, нежели современная трасса М-5 "УРАЛ". Она (старая дорога) отчетливо просматривается на картах Менде (1849-1850 гг.) и более ранних (например, ПГМ Рязанского уезда 1797 г.).
Из следующей фотографии (фрагмент карты Менде) видно насколько сильно (в пределах современной Рязанской области) расходятся "в своих показаниях) современная дорога (М-5) (обозначена синим цветом) и ветёлочная дорога (выделена красным цветом).
Ранее мы говорили о том, что Вожская засечная черта проходила вдоль одноименной реки (Вожа), при этом "русская сторона", как правило, располагалась по левому береги реки, а "польская" - по правому. "Большая" же дорога пересекала "пограничную" водную преграду между населенными пунктами Баграмово и Войнюково.
Чтобы было понятно, о чем идет речь - переместимся непосредственно на место событий: по федеральной трассе М-5 добираемся до 171 км, сворачиваем на Зарайск и в точке с координатами 54.712276, 39.464292 съезжаем на проселочную дорогу (в сторону р. Вожа).
Примечание: место съезда отмечено на карте приведенной ниже синим цветом. Красная линия - старая дорога на Москву. В настоящее время точно по ней (до пересечения с рекой) прокладывается некий трубопровод, так что его строители, наверное, извлекли из "культурного" слоя много ценных экспонатов, которые были утеряны в те далекие времена с многочисленных повозок, передвигающихся по ухабистой дороге...
Если спуститься пониже, то этот участок будет выглядеть следующим образом (красная линия - старая дорога, а левее ее - "наша" дорога, по которой мы добираемся до объекта).
Что же касается Вожи, то пока что строители в месте пересечения магистрали с водной преградой "загнали" реку в трубы. Как это скажется на экологии - вопрос открытый...
В XVI же веке (в период "расцвета" засечной черты) на этом месте был мост
"мост на этой дороге ("на большой грязи") длиной в 23 саж., был защищен двумя рядами надолоб, протянутых "от болота до большого лесу". Несколько рядов надолб повторялись на большой дороге и впереди моста с полевой стороны...
"Большой лес" мы видим на заднем плане, а "болото" располагалось на участке от Вожи до этого леса. После "моста" "московский тракт" уходил влево -
на высокий юго-западный угол "большого леса", где
"мост прикрывался особым укреплением, башней с воротами под ней и острогом..."
Примечание: вышеупомянутые ворота и есть так называемые Введенские ворота Вожской засечной черты.
Ну что же, теперь осталось самое малое - попытаться найти эти ворота и острог (городок) , о котором известно следующее:
"А въ острожке ворота бревенныя створчатыя, межь верей покрыты тесомь въ два рядъ, а острожекъ сделанъ стоячей съ мостомъ и съ перилы, и просечены бои верхние и исподние, да сделана башня о шти стенахъ, а стена и съ углы по 3 сажени, стена прямыхъ саженъ, а не косыхъ, а въ ней две ворота бревенныя створчатыя съ верхгимъ мостомъ и съ обламы, а башня покрыта иесом в два рядъ. Башня окружена надолбами, острогомъ и частикомъ."
Также в период с 1652 по 1659 гг. была проведена ревизия Вожской засечной черты и в отчетах (дозорных книгах, записных книгах) официальных лиц (представителей дозора: стольника Андрея Солнцева, Василия Аксентьева, Акима Жолобова, Данилы Бакшеева и др.) по поводу Введенских ворот и городка отражена фактически одна и таже информация, суть которой заключается в следующем:
1. Введенские ворота и городок располагались с русской стороны р. Вожи на проезжей "московской" дороге приблизительно в 1 версте 300 саж. от Баграмово
2. И Введенские ворота, и городок при них имели вокруг себя множество оборонительный сооружений.
3. Введенские ворота были обращены на восток.
Местные исследователи Вожской засечной черты в начале прошлого века так описывали городок:
"Городок этот на высоком бугре, влево (со стороны Рязани) от "большой" дороги при впадении небольшого ручейка в Вожу, высота бугра 3 2/3 саж. (8 м.). Площадь его равна 1/8 десятины. С восточной стороны, обращенной к полю, есть один ряд рва и вала, длина вала 46 7/24 саж. (101 метр)... Укрепления Введенских ворот не ограничивается одним городком, в систему этих укреплений входили также ряд валов, расположенных вокруг городка по обе стороны р. Вожи... К западу от городка, ближе к "большой" дороге есть полукруглый вал, но от него остались 4 1/8 саж. (9 м.), возможно здесь был второй городок...
Проанализировав все выше изложенное и сориентировавшись на местности мы пришли к выводу о том, что Введенские ворота Вожской засечной черты (ее 1-ого звена) располагались именно здесь - в этом узком проходе между "большим лесом" ( слева на фотографии, приведенной ниже) и "высоким бугром" (возвышенная территория левого берега Вожи, "защищенная" с 3-х сторон оврагом, по дну которого протекает ручей, а с четвертой стороны - рекой) - на фотографии он справа.
Если немного приподняться над землей,
то, на наш взгляд Введенский "укрепрайон" выглядел следующим образом:
На фотографии, приведенной выше выделены следующие участки: 1 - территория, на которой располагался Введенский городок; 2 - места расположения оборонительных сооружений, следы которых сохранились до наших дней; 3 - "Большая дорога", 4 - Введенские ворота.
С юго-восточной стороны городка, на противоположном "польском" берегу Вожи мы видим следы оборонительных сооружений.
А это уже перед нами восточная сторона Введенского "укрепрайона" (в 400-х метрах от моста через Вожу) ...
Если не полениться и прогуляться в "большой лес", то в нем, в непосредственной близости от предполагаемого месторасположения Введенских ворот также можно встретить остатки рукотворных объектов.
Вернемся к городку.
Его северо-западная часть (наиболее приближенная к Введенским воротам) достаточно сильно изрезана (даже сквозь высокую траву отчетливо просматриваются различные земляные сооружения).
С юго-восточной стороны он надежно защищен естественной водной преградой (р. Вожа),
на которой сегодня вовсю хозяйничают бобры, возводя уже свои "оборонительные" сооружения.
А это уже ручей, впадающий в Вожу
и протекающий по дну оврага, который полукольцом прикрывает городок с 3-х сторон.
Также следует заметить, что многие объекты Вожской засечной черты взводились на местах более древних городищ и селищ. Не является исключением и Введенский "укрепрайон" - многие его компоненты непосредственно связаны с памятниками археологии (Войнюковское селище 1 - 4).
Ниже приведен фрагмент современной карты (ЯндексКарты) с предполагаемым расположением Введенских ворот, городка и ряда оборонительных сооружений.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации на данную тему.
Источники информации:
1. Засечная черта Московского государства в XVII в. А. Яковлев,1916 г.
2. Доклад "Современное состояние Вожской засеки", 1921 г.
3. Археологическая карта России. Рязанская область,
4. Рязанские засечные книги XVII в., В.Н. Сторожев, 1890 г.