На Петроградской стороне, неподалеку от метро "Спортивная" находится особый для Петербурга собор - Князь-Владимирский.
На этом месте, церковь появилась почти сразу после основания Петербурга. По преданию, уже в 1708 году здесь устроили малую церковь святого Николы Морского. Чуть позже, возвели трехпрестольный мазанковый храм.
По велению Петра I храм получил степень соборного, ведь своими размерами и числом престолов он превосходил более ранние соборы Петербурга: Петропавловский, Исаакиевский и Троицкий.
В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором заложили каменный храм. Первоначально проект создали архитекторы Михаил Земцов и Антонио Трезини, и взяв за образец Петропавловский собор, этот предполагался одноглавым. Но, на втором году строительства случился дворцовый переворот и строительство остановилось.
Только в 1747 году Елизавета Петровна велела приступить к достройке, причем с изменением сооружения на пятиглавое "как в Москве на Успенском соборе".
Достраивался собор уже при Екатерине II, окончательная отделка и строительство велось под руководством архитектора Старова, в оформлении помогал его помощник Мелентьев. В 1789 году престол освятили не в честь Успения Богоматери, а во имя святого князя Владимира.
Побывал внутри собора, посмотрел как выглядит интерьер сейчас. В 2015 году здесь была проведена масштабная реставрация. Кстати, во время реставрации выяснилось, что стены внутри изначально были кирпично-красного цвета, это обнаружили рабочие в отверстии одного из куполов. Возможно после войны здание наспех закрасили в голубой, и при реставрации голубой цвет так и оставили.
Внутри храма отсутствуют привычные росписи, здесь есть только изображения четырех Евангелистов, предположительно выполненные известным художником Карлом Брюлловым.
В сентябре 1940 года в собор перенесли чудотворную икону Казанской Божией Матери, относящуюся к числу старейших святынь Петербурга. Пробыла эта икона здесь все время до 2001 года, когда ее вернули под родные своды Казанского собора.
В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем иконой Казанской Божией Матери был одним из главных духовных твердынь, люди посещали собор во время всего периода блокады.
Интересно, что собор объединяет в себе смешение стилей. На его примере можно проследить, что переход к новому стилю происходил не одномоментно. Здесь смешались русский классицизм и барокко.
Очень интересно и ярко смотрится деревянный иконостас в стиле ампир, выполненный по проекту Старова. Создатели иконостаса отказались от русской традиции XVII столетия так называемого "высокого иконостаса", и обратились к теме больше характерной для Западной Европы - относительно низкой "алтарной преграды".
Во дворе перед храмом очень много исторической информации.
Был здесь еще до того как выпал снег, но уже тогда храм готовился к Рождеству. Думаю, что во время праздника здесь особенно торжественно и красиво.
Большое спасибо, что дочитали до конца! Поставьте пожалуйста лайк, если было интересно, это поможет продвижению статьи.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.