Найти тему
Fishki.Net

Три величайших правила интернета

Если представить интернет в виде плоской Земли, то стоять он будет не на трёх китах, а на трёх законах/правилах, о которых пойдёт речь в этом посте. А черепахой, на спине которой покоится вся эта конструкция, пусть будет розетка, откуда всегда можно выдернуть вилку роутера, и не подчиняться этим законам.

1. Эффект Стрейзанд

Калифорнийское поместье Барбры Стрейзанд и сама Барбра Стрейзанд
Калифорнийское поместье Барбры Стрейзанд и сама Барбра Стрейзанд

Выдающаяся певица, актриса и режиссёр Барбра Стрейзанд оставила большой след в шоу-бизнесе, но и в интернете она немного наследила. А всё из-за одной фотографии её калифорнийского особняка. Фотограф Кеннет Адельман снимал калифорнийское побережье по заказу учёных, занимающихся изучением береговой эрозии, и вместе с берегом запечатлел дом звезды. Звезда расценила это как вторжение в личную жизнь и в 2003 году подала на Адельмана в суд. Моральный ущерб нанесённый ей фотографом Барбра оценила в $50 млн. Так как фотографию свободно можно было скачать с фотостока, заплатив копеечку автору, СМИ, конечно же, в считанные дни сделали фото особняка Стрейзанд популярнее самой Стрейзанд, а Адельман стал существенно богаче, хоть и не настолько, чтобы возместить ущерб звезде "Смешной девчонки". Суд встал на сторону фотографа и потребовал, чтобы истица возместила ему судебные расходы.

-2

Закон Стрейзанд гласит: если что-то запрещается в интернете, оно становится безумно популярно. Этот закон на себе проверили Компартия Китая, попытавшаяся запретить изображения, на которых Си Цзиньпин сравнивается с диснеевским Винни-Пухом, и Бейонсе, которой не понравилось одно смешное фото с её концерта.

2. Закон Годвина

График зависимости шанса на упоминания Гитлера (Y) от количества комментариев(X) и Тайка Вайтити в роли Гитлера в фильме "Кролик Джоджо".
График зависимости шанса на упоминания Гитлера (Y) от количества комментариев(X) и Тайка Вайтити в роли Гитлера в фильме "Кролик Джоджо".

Этот закон был выведен на заре интернета в начале 1990-х. Американский юрист и журналист Майк Годвин после ряда интернет-баталий, где он храбро отстаивал свою точку зрения (трудно поверить, но и в начале 1990-х интернет тоже был не самым мирным местом), понял, что в любом интернет-споре на любую тематику рано или поздно приплетут Гитлера или нацистов вообще. На Reddit пришли к выводу, проанализировав миллионы комментариев на сайте, что на отметке 4000 комментариев Гитлер встрянет в разговор с вероятностью почти 100%.

Мел Брукс в фильме "Быть или не быть" (1983)
Мел Брукс в фильме "Быть или не быть" (1983)

Закон Годвина гласит: по мере роста количества комментариев под постом в интернете вероятность упоминания нацизма или Гитлера стремится к единице.

В Твиттере и других соцсетях есть такой флешмоб "Собери Гитлера" - что-то вроде игры на основе закона. Кто-то пишет в комментах "Г", второй отвечает "И", третий ставит "Т" и так далее. Надо сделать так, чтобы в ответах получился непрерывный "Гитлер".

В некоторых интернет-сообществах считается хорошим тоном завершать разговор, когда в нём упоминается Гитлер. Конечно, это не относится к беседам, изначально посвящённым, скажем, истории Третьего рейха.

3. Закон Каннингема

Кадр из фильма "Брюс всемогущий" (2003)
Кадр из фильма "Брюс всемогущий" (2003)

Закон, выведенный американским программистом Уордом Каннигемом, автором технологии, по которой работает Wikipedia, гласит: если хочешь получить правильный ответ на свой вопрос, не задавай вопрос, а напиши неправильный ответ. То есть на любую ошибку всегда набегут пользователи, желающие поправить автора и за счёт этого самоутвердиться (а иногда действительно помочь).

Этот закон отлично описывает работу любых интернет-сообществ, и работает он не только с вопросами, но и с просьбами и призывами. В том числе и в Дзене. Скажем, если я сейчас напишу "Дорогие читатели, делитесь своим мнением в комментариях", то в секции комментариев будут стрекотать сверчки и кататься перекати-поле. Однако, если бы
я в подзаголовке написал "Закон Кунгингемма" или вместо "Барбры" написал бы "Барбара", то комментариев было бы достаточно для призыва Гитлера (если вы найдёте в посте ошибки, я скажу, что просто проверял действие закона). Но кроме шуток, скажите, часто ли вы сталкиваетесь в вашей повседневной интернет-жизни с этими тремя законами?

Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗