Если представить интернет в виде плоской Земли, то стоять он будет не на трёх китах, а на трёх законах/правилах, о которых пойдёт речь в этом посте. А черепахой, на спине которой покоится вся эта конструкция, пусть будет розетка, откуда всегда можно выдернуть вилку роутера, и не подчиняться этим законам.
1. Эффект Стрейзанд
Выдающаяся певица, актриса и режиссёр Барбра Стрейзанд оставила большой след в шоу-бизнесе, но и в интернете она немного наследила. А всё из-за одной фотографии её калифорнийского особняка. Фотограф Кеннет Адельман снимал калифорнийское побережье по заказу учёных, занимающихся изучением береговой эрозии, и вместе с берегом запечатлел дом звезды. Звезда расценила это как вторжение в личную жизнь и в 2003 году подала на Адельмана в суд. Моральный ущерб нанесённый ей фотографом Барбра оценила в $50 млн. Так как фотографию свободно можно было скачать с фотостока, заплатив копеечку автору, СМИ, конечно же, в считанные дни сделали фото особняка Стрейзанд популярнее самой Стрейзанд, а Адельман стал существенно богаче, хоть и не настолько, чтобы возместить ущерб звезде "Смешной девчонки". Суд встал на сторону фотографа и потребовал, чтобы истица возместила ему судебные расходы.
Закон Стрейзанд гласит: если что-то запрещается в интернете, оно становится безумно популярно. Этот закон на себе проверили Компартия Китая, попытавшаяся запретить изображения, на которых Си Цзиньпин сравнивается с диснеевским Винни-Пухом, и Бейонсе, которой не понравилось одно смешное фото с её концерта.
2. Закон Годвина
Этот закон был выведен на заре интернета в начале 1990-х. Американский юрист и журналист Майк Годвин после ряда интернет-баталий, где он храбро отстаивал свою точку зрения (трудно поверить, но и в начале 1990-х интернет тоже был не самым мирным местом), понял, что в любом интернет-споре на любую тематику рано или поздно приплетут Гитлера или нацистов вообще. На Reddit пришли к выводу, проанализировав миллионы комментариев на сайте, что на отметке 4000 комментариев Гитлер встрянет в разговор с вероятностью почти 100%.
Закон Годвина гласит: по мере роста количества комментариев под постом в интернете вероятность упоминания нацизма или Гитлера стремится к единице.
В Твиттере и других соцсетях есть такой флешмоб "Собери Гитлера" - что-то вроде игры на основе закона. Кто-то пишет в комментах "Г", второй отвечает "И", третий ставит "Т" и так далее. Надо сделать так, чтобы в ответах получился непрерывный "Гитлер".
В некоторых интернет-сообществах считается хорошим тоном завершать разговор, когда в нём упоминается Гитлер. Конечно, это не относится к беседам, изначально посвящённым, скажем, истории Третьего рейха.
3. Закон Каннингема
Закон, выведенный американским программистом Уордом Каннигемом, автором технологии, по которой работает Wikipedia, гласит: если хочешь получить правильный ответ на свой вопрос, не задавай вопрос, а напиши неправильный ответ. То есть на любую ошибку всегда набегут пользователи, желающие поправить автора и за счёт этого самоутвердиться (а иногда действительно помочь).
Этот закон отлично описывает работу любых интернет-сообществ, и работает он не только с вопросами, но и с просьбами и призывами. В том числе и в Дзене. Скажем, если я сейчас напишу "Дорогие читатели, делитесь своим мнением в комментариях", то в секции комментариев будут стрекотать сверчки и кататься перекати-поле. Однако, если бы
я в подзаголовке написал "Закон Кунгингемма" или вместо "Барбры" написал бы "Барбара", то комментариев было бы достаточно для призыва Гитлера (если вы найдёте в посте ошибки, я скажу, что просто проверял действие закона). Но кроме шуток, скажите, часто ли вы сталкиваетесь в вашей повседневной интернет-жизни с этими тремя законами?
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты 🤗