«Учить тому, что необходимо»
Молча вспомним всех почивших,
Тост второй — за нас учивших,
Кто о долге нам твердил,
Дисциплину, честь развил.
Лейтенант Л. Павлов
Обратимся опять к воспоминаниям Г. К. Графа.
Рукою очевидца: «Нам, младшим специалистам, порядочно-таки надо-
ело проходить с разными сменами все ту же месячную программу: едва заканчивалось прохождение курса с одной сменой, и она сдавала экзамены, как начинались занятия со следующей сменой. Это было скучно. Гардема-рины, в общем, относились, конечно, серьезно к занятиям, так как провал на экзаменах грозил им выпуском поручиками по Адмиралтейству, чего все чрезвычайно боялись. Но среди них все же были единичные лица, кото-рые отставали по своим знаниям от остальных. Через два-три месяца они должны были сделаться офицерами, оканчивали Морской корпус,
а путали вольты с амперами или омами. Еще хуже, если никак не могли постичь смысла прокачки мин. Так или иначе легендарный случай, когда
на экзамене один из гардемаринов на вопрос, отчего у лампочки должно быть два проводника, ответил, что один запасной, был уже совсем ред-ким явлением.
Ввиду того, что в составе отряда находились корабли разных типов,
то, чтобы дать возможность всем гардемаринам ознакомиться со все-ми типами кораблей, смены их периодически переводились с линейных кораблей на крейсеры и обратно.
Главным принципом обучения являлось правило: “Учить тому, что не-обходимо”.
На кораблях для гардемаринов обычно отводился один из казематов. Поэтому их жизнь на кораблях была лишена всякого комфорта и мало отличалась от жизни матросов.
Дорогие читатели, это продолжение статьи из книги «Русские моряки — герои Мессины». Начало можно найти на нашем канале "Издательство "Гангут" или пройдя по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/russkie-moriaki--geroi-messiny-chast-2-61139907f7e6ac2a1b66ebed
Гардемарины несли якорные и ходовые вахты, исполняли обязанности вахтенных офицеров, под руководством офицеров — вахтенных началь-ников. Кроме того, офицеры-специалисты вели с ними регулярные заня-тия по всем специальностям. Для этого гардемарины разбивались на смены — штурманскую, артиллерийскую, минную и машинную. Изучая
ту или иную специальность, они несли и соответствующие обязаннос-ти данных матросов-специалистов. По окончании программы по одной специальности гардемаринам проводились проверочные испытания.
Провалы на этих экзаменах грозили отставлением от производства
и даже производством по Адмиралтейству.
Занятия велись очень строго и экзамены тоже. Перед окончанием пла-вания все гардемарины аттестовывались офицерами-преподавателя-
ми и офицерами, заведовавшими ими. Выпускные экзамены производи-
лись “комиссией от флота”.
У нас заведовал гардемаринами помощник старшего офицера лейте-нант С. Коптев, а преподавать по специальностям должны были млад-шие специалисты. В том числе и я, как младший минный офицер. Гардемарин пришлось сейчас же взять в оборот. Их поставили на вах-
ты, и начались занятия. Старшим из гардемаринов был Языков. Это
был милый и способный молодой человек. Да и вся смена была очень симпатичная, и никаких осложнений у нас с гардемаринами не проис-ходило.
Работы было много. Тщательности изучения всей нашей минной части требовало у меня и то обстоятельство, что я должен был объяснять гардемаринам действие всех механизмов, а это ведь было возможно, только если их хорошо знаешь сам. К тому же те были любителями до-искиваться до всех деталей. Конечно, не оттого, что их так уж они ин-тересовали, а потому, что им доставляло удовольствие посадить пре-подавателя “в галошу”. А мне совсем не хотелось срамиться.
Кстати, как раз в первой смене оказался весьма ядовитый молодой чело-век, Климчицкий, который делал вид, что он чрезвычайно интересуется какой-либо деталью, и задавал всевозможные вопросы. Конечно, его можно было бы сажать на место, но и это бы он объяснил моим незнанием. Впро-чем, он раз таки поставил меня в тупик с каким-то вопросом, касающим-ся минных аппаратов, и был этим чрезвычайно доволен, а мне пришлось делать вид, что я не замечаю улыбочек моих не в меру любознательных учеников.
Конечно, им по производству в мичманы, на первых порах, приходилось главным образом нести вахты и, следовательно, они должны были знать особенно хорошо все, что входит в обязанности вахтенного офицера или вахтенного начальника, но они не могли быть профанами и в специальнос-тях. Мало ли какие обязанности могли быть им случайно поручены. Вахтенную службу они хорошо изучили, но все же бывали случаи, что про-исходили и промахи. Муштровал их старший офицер».
Каждая пройденная миля приближала Гардемаринский отряд к берегам России. Становилось все холоднее. Все офицеры были радостно настрое-ны. Гардемарины так и совсем сияли. Наступало последнее испытание — экзамены, а затем предстояло производство в офицеры.
Корабли пришли в Либаву, где и встали на якорь.
Первой задачей Отряда было произвести выпускные экзамены корабель-ным гардемаринам, к которым приступили, как только прибыла экзамена-ционная комиссия от флота.
В сущности это было формальностью, поскольку гардемарины за плава-ние доказали свои способности и были отмечены преподавателями как годные для производства в мичманы.
Экзамены длились три дня. После этого счастливые гардемарины уехали
в отпуск, чтобы через две недели явиться уже офицерами на разные кора-бли.
«И вот он, долгожданный миг. Получены золотые погоны, кортики, а мно-гие за отличную учебу получили “Золотой знак за окончание курса Морс-кого корпуса”.
В Морском корпусе, в торжественной обстановке, в присутствии морс-кого министра был оглашен Высочайший приказ по Морскому ведомству и флоту № 897 от 29 марта 1909 года о производстве 129 корабельных гардемаринов в мичманы флота», — вспоминал Г. Н. Четверухин.
Император Николай II, принимая в Зимнем дворце командующего Гарде-маринским отрядом кораблей, сказал контр-адмиралу В. И. Литвинову: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование».
Позже выпуск корабельных гардемаринов 1908 года назвали «Мессин-ским». Но были и те, кто после учебного плавания и экзаменов не полу-
чал долгожданного чина мичмана флота и были выпущены из Морского корпуса поручиками по Адмиралтейству. Это корабельные гардемарины унтер-офицеры: Павел Фадеев, Алексей Чубаров, корабельные гардема-рины: Кирилл Минков, Иван Михайлов, Герберт фон Дитман, барон Курт Мантей-фель, Григорий Семенов, Александр Манштейн и Евгений де-Си-мон. А вот корабельные гардемарины: Андрей Иосса, Николай Свободин, Николай фон Дрейер, Борис Всеволожский, Вадим Подгоричани-Петро-вич, Михаил Мардарьев были произведены в чин подпоручика по Адми-ралтейству. Чины, числящиеся по Адмиралтейству, несли преимуществен-но береговую службу.
Через год, по экзамену, они могли быть произведены в чин мичмана,
если только после выпуска не уходили в отставку.
21 апреля молодые офицеры, согласно существующему положению, отправились в Царское Село представляться Императору. После пред-ставления Николай II обратился к ним с краткой речью, в которой поже-лал успешной службы и выразил благодарность за оказание помощи
в Мессине. Отныне все они носили почетное звание — «мессинцы». Итальянское правительство наградило моряков серебряной медалью
«За оказание помощи пострадавшим во время землетрясения в Мес-сине и Калабрии», а каждому офицеру, гардемарину и матросу присла-
ли памятный видовой альбом с надписью: «От благодарной Италии».
Продолжение следует ...
© В. В. Буркин
В этой статье представлена 3 глава из книги «Русские моряки - герои Мессины»/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!