"Три слона" - услышав эти слова, человек, которому довелось жить в советские времена, наверняка сразу поймет, о чем идет речь, ну а более молодое поколение даже не догадается, насколько желанны и малодоступны всего несколько десятилетий назад были эти слоны...
Как бы странно это ни выглядело, но в 70-80-е годы одним из элементов внешнего престижа считался автоматический зонт японской марки "Три слона". Владеть таким зонтом было модно, впрочем, как и любым другим заграничным дефицитом. Как и большинство импортной продукции, японские зонты отличались высоким качеством, какой-то неуловимой "заграничной" элегантностью и, конечно же, достаточно высокой ценой - что, впрочем, никого не останавливало (в погоне за дефицитом можно было нарваться и на подделку - зонты из Баку и Одессы, которые выходили из строя после первого-второго раскрытия).
Ну а всем остальным, кому не удалось приобрести вожделенных дефицитных слонов, оставалось пользоваться отечественной продукцией. На одной их информационных площадок, посвященных жизни в СССР не так давно развернулась дискуссия относительно складных и автоматических зонтов - один из участников спора пытался убедить оставшуюся аудиторию, что эти зонты появились только во второй половине 80-х, до этого времени отечественные зонты производились только обычного, не складного формата.
Однако уже в 50-е годы советская товарная номенклатура насчитывала четыре вида конструкций зонтов: обыкновенные, складные, с ручным или автоматическим раскрыванием и трости. Причем, помимо конструктивных особенностей, советские зонты подразделялись на категории по назначению - солнечные, дождевые, специальные и по половозрастному призраку: мужские, женские, подростковые и детские.
Дождевые зонты всегда имели куполообразную форму. Для их изготовления сначала использовался искусственный/натуральный шелк или мерсеризованная х/б ткань, пропитанные специальным водоотталкивающим составом, ну а в более позднее время - синтетическая ткань - болонья. Для мужских зонтов ткань окрашивали в традиционный черный цвет, для женщин, детей и подростков - в более яркие расцветки.
Производство солнечных зонтов интересы мужчин не учитывало - продукция была рассчитана лишь на женщин, подростков и детей. У таких зонтиков был неглубокий каркас, а для производства купола использовались очень легкие, иногда - ажурные пестротканые или набивные материалы, окраска которых была устойчива к воздействию ультрафиолета.
В 50-е годы были очень популярны китайские зонты с почти плоским куполом и отсутствием металлических/пластмассовых деталей. Ручку, наконечник, каркас и даже гайку для этих зонтов делали из бамбука или тростника. Интересно и то, что у таких зонтов спицы находились на внешней стороне купола.
Правда, когда отношения между СССР и КНР резко испортились, зонты, да и прочие китайские товары, в свое время наводнившие советские магазины, резко вышли из моды и практически перестали встречаться на улицах городов.
К специальным относилась категория зонтов, рассчитанная на людей, много времени проводящих на открытом воздухе: геологи, топографы, художники и т.д. У этих зонтов размер каркаса был примерно в три раза больше, чем у самого большого мужского зонта, а купол делали не из нежного шелка, а прочной парусины или плащ-палаточной ткани.
Стержень у таких зонтов был разборным (вроде как у современного пляжного зонтика) - в собранном виде он достигал 2 м, а чтобы закрепить всю конструкцию в почве, нижнюю часть стержня делали в виде заостренного наконечника.
Отличия между мужскими, женскими, детскими и подростковыми зонтами были не только в цвете ткани, но и в конструкции каркаса. Так, например, мужские зонты состояли из 8-10 спиц (клиньев, как их тогда называли специалисты), длина которых составляла 60 см. Такие зонты делали как обыкновенными, так и автоматическими или в виде трости с футляром.
Женские зонты имели 10-14 спиц длиной 38-49 см, кончики которых могли заканчиваться как обычными шариками (как у мужских зонтов), так и фигурными наконечниками. Самыми дорогими были шелковые зонты - помимо красивой ткани у них еще часто были либо фигурные, либо украшенные инкрустацией из перламутра, янтаря и пр. материалов ручки. Большинство таких дорогих зонтов выпускалось в специальном чехле с застежкой "молнией".
Более простые женские зонты обходились без использования дорогих тканей и изысканного декора; чехлы к ним тоже не всегда шли в комплекте. Те же 12 спиц имели и подростковые зонты, и единственное их отличие от женских было в размерах - подростковые были чуть-чуть меньше (длина спиц - до 39 см).
Самыми маленькими и яркими обычно были детские зонтики: они имели всего лишь 6-8 спиц длиной 27-34 см. Иногда такие зонты, помимо веселой расцветки, украшались оборками и воланами. Ручки детских зонтиков делали либо из пластмассы, либо из дерева, но без какого-либо декора. Ну а самым опасным местом в стержне такого зонтика была клиновидная кнопочка сложения механизма - очень часто она ненароком прищемляла детские пальчики...
Практически у всех советских зонтов была одна и та же проблема - сначала терялись наконечники спиц и ткань приходилось вручную пришивать к каркасу; чуть позже начали приходить в негодность сами спицы. У автоматических зонтов нередко повреждался механизм раскрывания, и зонт то не получалось открыть/закрыть, то где-нибудь в автобусной давке он неожиданно "выстреливал" в толпу, распадаясь на две части.
Когда зонт приходил в негодность, многие хозяйки отпарывали ткань купола, стирали ее и шили из нее "вечные" и очень практичные хозяйственные сумки, которые не рвались, выдерживали большой вес и легко стирались - так старый зонт обретал вторую жизнь.
*********************************************************************
Китайские платья "Дружба", о которых мечтали советские девчонки