В честь выхода сериала по книгам Айзека Азимова взялась я те самые книги читать. По правде говоря, очень скучно. Очень-очень скучно. Книги скучные. И сериал тоже получился скучный.
Точнее, мне очень нравится сама идея и её атрибуты: галактическая Империя, которую ждёт крах, научный прогноз и математическая модель, новая область знаний, доступная только людям с очень высоким уровнем интеллекта, попытка спасти ситуацию силами учёных и так далее. Для тех, кто за науку, системный подход и вот это всё, звучит как сладкий мёд.
Но в книге, кроме идеи, хорошего в общем-то мало. Я читала в переводе, но сомневаюсь, что оригинал был бы лучше, потому что там всё крайне абстрактно.
Мне нравится читать про людей. То есть, на мой вкус, в книге должны быть герои. И не такие, которые выходят на сцену ради одного эпизода, а потом с неё исчезают. Нет, про героев интересно подробно: кто они, откуда взялись, как живут, что думают, что чувствуют, что с ними происходит, какой выбор они делают, как перед этим и после этого мучаются и так далее.
Азимов же использует героев в основном в рамках "психоисторического" подхода - они нужны как функция для разрешения очередного селдоновского кризиса и не более того.
Было, конечно, немного повеселее читать про Бейту и Мула, а также про Аркадию. Ну вот что стоило Азимову найти хотя бы таких героев для каждого кризиса вместо этих стереотипных самцов-молодцов Хардина и Мэллоу? И да, мне кажется, это был хороший троллинг - в сериале заменить белого мужчину Хардина на чернокожую барышню. Ну чисто чтоб Азимов в гробу повертелся от того, каких унылых персонажей делал он сам. Потому что, признаемся честно, даже Бейта и Аркадия - это довольно примитивный шаблон.
Кстати, раз уж говорить о замене пола персонажей, то надо признать, что "Основание" провалило свою собственную идею. Автор, в отличие от своего героя, не смог сделать более-менее приличный прогноз того, как будет развиваться общество.
Да-да, не могут через десятки тысяч лет на главных постах быть одни мужчины, увы. Фантастам вообще-то неплохо хотя бы основные тренды-то прикидывать, тем более что в шестидесятых вторая волна феминизма уже вовсю набирала обороты. А в 21 веке вообще уже интересно про Наоми Нагату, Бобби Дрейпер и Крисьен Авасаралу. Нет, про Хардина и Мэллоу неинтересно.
Понятно, что это во многом общий грех фантастики, с которым, наверное, смог как-то справиться разве что Иван Антонович Ефремов. Но читать что-то, что так так безнадёжно устарело, как "Основание", мне уже не хочется. Читаешь в итоге не потому, что тебе нравится его читать, а чтобы знать о нём как о важном культурном явлении. Вроде "Дюны", которая мне тоже показалась скучной и даже устаревшей уже с первой книги, а продраться через вторую и третью мне стоило колоссальных усилий.
Сериал же, на мой вкус, просто очень затянут, несмотря на то, что там как раз пытаются строить историю, основанную на происходящем с самыми разнообразными персонажами.