Кроме четырех рек вытекающих из Эдемского сада, дерева жизни и дерева познания добра и зла описание райских условий, не содержит никакой более подробной информации относительно жизни первой человеческой пары. Чем они занимались, кроме возделывания земли нам не сообщается, да и само возделывание выглядит весьма условным, учитывая то, что им не приходилось бороться с непреодолимыми препятствиями в деле выращивания урожая и борьбы с вредителями. Но тема наша не о райских условиях, не о наслаждении, которое лежит в основе слова Эдем, а немного о другом.
Вторая глава книги Бытие начиная с седьмого текста содержит ряд глаголов, имеющих прямое отношение к Богу, создавшему все необходимое и поселившего людей в таком замечательном месте. Создал, насадил, произрастил, поселил, заповедал - вот те ключевые фразы, за которыми стоит Господь Бог. Какая роль отводилась человеку? Весьма небольшая. Следить за всем этим и пользоваться на определенных условиях, выраженных фразой "не ешь от дерева познания". Один раз Адаму было дано проявить себя, исходя из текста второй главы, в тот момент, когда он давал имена животным и птицам. Но при ближайшем рассмотрении мы находим довольно любопытные детали.
" И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему." (Быт. 2:18-20)
Создается впечатление, что вся эта история задумывалась для создания Жены. Контекст с 18-го по 22-ой текст дает повод так думать. Эпизод заканчивается описанием сотворения женщины из ребра Адама. Причем слово ребро в некоторых случая буквально означает "сторона". Пару лет назад я описывал более подробно этот случай, подробно останавливаться не буду.
Именование животных иллюстрирует, с одной стороны участие человека, в каком-то смысле его инициативу, но в высшем смысле все это приводит к исполнению планов Божиих. Адам, называя животных пришел к выводу, что ему крайне неуютно среди всего этого многообразия имеющих себе подобные пары. Именно осознание отсутствия таковой у него самого привело к созданию Жены. Идем далее.
Что мог сделать Адам, чтобы восполнить недостаток? Ответ- ничего. Вот эта особенность и привлекла мое внимание. Повторюсь, описание райских условий не содержит каких-либо подробностей, но вот состояние первых людей, их статус носят первостепенную важность. Чего стоит вот этот текст.
" И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились." (Быт. 2:25)
Теперь мы с вами подходим к самой главной мысли данного опуса. Какая связь между именование животных, чувством неудовлетворенности от отсутствия себе подобной пары, и учением о спасение или сотериологии?
А связь, как ни странно, есть. Подобно Адаму, в момент осознания, что он даже не до конца понимает, что ему нужно, Бог приводит к нему Жену, так и в вопросах спасения, человек ничего не может сделать сам для себя. Все усилия будут напрасны, чтобы не изобретал последний. Помните, как однажды сказал апостол Павел:" получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе". Эта евангельская истина такая с виду простая, постоянно находится под ударом и перманентными попытками, что-то исправить или добавить.
В высшем смысле, вся человеческая история - это история, когда человеку была дана возможность проявить себя, самому решать кто он, и для чего живет. Вся история - это история борьбы с Богом, где мы люди хотим сами решать, что есть истина, а что временные трудности и невежество.
В деле спасения мы абсолютно бессильны. Никакие самые хитросплетенные способы не приведут хоть на миллиметр к тому положению, которое потерял Адам и Ева. "Все согрешили и лишены славы Божьей". Смоковные листья не в силах были вернуть им статус невинности и гармонии с собой и Богом. И складывается впечатление, что человек так и не успокоился до сих пор, и шьет и шьет опоясания. Ритуалы, ценные приношения, грандиозные сооружения, здоровье, да и многое другое не могут привести нас к святости, такой, какой ее видит Бог.
Праведный верою жив будет....