Найти тему
С Богом по жизни

СОЛОМОН: САМЫЙ МУДРЫЙ И САМЫЙ ГЛУПЫЙ ЧЕЛОВЕК

Однажды я слышал, как один психолог говорил о “механизмах эскапизма”. Эскапизм — поведение, характеризуемое стремлением уйти от действительности, от обязанностей реальной жизни в мир нереального и воображаемого, в мир фантазий. Все мы до некоторой степени используем этот метод, чтобы мгновенно защитить себя от чрезмерного беспокойства. Говорящий перечислил такие механизмы, как рационалистическое объяснение, сдерживание, подавление, острая реакция в противоположном направлении, отрицание и так далее. Представляется, что один из этих механизмов особенно характеризует мышление Соломона. Психолог назвал такой вариант эскапизма “разделением на отсеки по логическому типу”. Он сказал, что иногда люди ведут себя так, словно их разум разделен на два отсека, в каждом из которых есть свои, возможно, прямо противоположные друг другу системы ценностей. Для некоторых, сказал он, это необходимо потому, что они хотят жить по двойным стандартам. В качестве примера он привел человека, который говорит, что верит в демократию и равные права, но также верит и в сегрегацию. Другой пример — это человек, который считает, что нельзя смешивать религию и бизнес. Он честен и искренен (как он сам считает) в своих религиозных убеждениях по воскресеньям, но беспринципен в том, как он ведет свои дела в течение недели. Важно помнить, сказал психолог, что такой человек не осознает противоречивости в своих поступках и взглядах. Очевидно, у Соломона была сходная проблема.

Соломона можно считать как самым мудрым, так и самым глупым человеком в Библии. Такое впечатление, что его разум на самом деле был разделен на два отдельных, не совместимых друг с другом отсека: один был кладезем мудрости и предназначался для того, чтобы давать советы подданным, другой содержал в себе крайнюю глупость и использовался для принятия личных решений.

Жизнь Соломона более, чем чья-либо, состояла из контрастов. У него было славное начало. Его родители, Давид и Вирсавия, из-за греха потерявшие своего первого сына, встретили его рождение с большой радостью и благодарностью. Давид дал ему имя “Соломон”, или “мирный”, желая ему мирного царствования. Бог дал ему даже еще более величественное имя, Иедидиа, что дословно значит “возлюбленный Господа”. Он был в буквальном смысле рожден “для народа” и воссел на престол после смерти своего отца, когда ему не исполнилось еще и восемнадцати лет. Он был одним из самых чистых и самых многообещающих юношей, каких только можно себе представить. Но посмотрев всего лишь на сорок лет вперед, мы видим его — еще не достигшего шестидесяти — растраченным телесно и отягощенным тревогами за царство, готовое вот-вот рухнуть. Мы можем извлечь уроки из жизни Соломона.

САМЫЙ МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Читая первые главы третьей книги Царств, мы находим неоднократные свидетельства мудрости Соломона:

Во-первых, в начале жизненного пути Соломон был мудр в своем выборе. Став царем, он сразу же посетил холм в Гаваоне, где все еще стояла скиния. Там он вознес тысячу всесожжений на жертвеннике Моисея. В Гаваоне Соломону во сне ночью явился Бог. Он сказал: “Проси, что дать тебе” (3 Цар. 3:5).

Если бы вам предоставили такую возможность, что бы вы выбрали? Долгую жизнь? Богатство? Славу? Соломон выбрал мудрость:

«И сказал Соломон: “...И ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?”» (3 Цар. 3:6-9).

Молодые люди, послушайте: ваши намерения и цели в значительной степени будут определять, что вы будете из себя представлять и кем вы станете в жизни. Постарайтесь обрести то, что истинно важно, — качества христианина, честность и доброе имя, а не материальные блага. Так как Соломон выбрал мудрость, он получил и другие благословения:

«И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: “За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои”» (3 Цар. 3:10-14).

Много лет назад, когда принцесса Виктория стала королевой Англии, лорд Мельбурн открыл Библию и прочел юной королеве историю о Соломоновом решении. Вот было бы замечательно, если бы все государственные чиновники видели такой же сон, как Соломон, и принимали бы такое же решение!

Во-вторых, Соломон был мудр в общении с другими людьми. Небиблейское предание донесло до нас несколько примеров его мудрости. Одна история гласит, что, когда царица Савская приехала навестить Соломона, она привезла ему два букета цветов. Один был настоящий; другой был искусственный — его для этого случая она велела изготовить мастеру. Этот букет настолько был похож на живой, что невозможно было отличить искусственные цветы от настоящих. Чтобы испытать знаменитую мудрость Соломона, она попросила его выбрать настоящие цветы. Задумавшись на мгновение, царь заметил рой пчел за окном дворца. “Отвори окно”, — велел он слуге. Пчелы залетели внутрь и безошибочно подлетели к живым цветам, демонстрируя находчивость Соломона. Согласно этой легенде, царица Савская была глубоко поражена мудростью Соломона (см. 3 Цар. 10:7).

Писание приводит лишь один пример мудрости Соломона, случай, произошедший вскоре после увиденного сна:

«Тогда пришли две женщины-блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: “О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила”. И сказала другая женщина: “Нет, мой сын живой, а твой сын мертвый”. А та говорила ей: “Нет, твой сын мертвый, а мой живой”. И говорили они так пред царем» (3 Цар. 3:16-22).

В наше время судья, вероятно, закрыл бы дело ввиду отсутствия доказательств, но проницательный ответ Соломона изумляет:

«И сказал царь: “Подайте мне меч”. И принесли меч царю. И сказал царь: “Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой”. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: “О господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его”. А другая говорила: “Пусть же не будет ни мне, ни тебе — рубите”. И отвечал царь и сказал: “Отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать”» (3 Цар. 3:24-27).

О результате его решения мы читаем: “И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божья в нем, чтобы производить суд” (3 Цар. 3:28).

В-третьих, Соломон был мудр в наставлении других. Он был отцом того, что мы называем “писаниями мудрости”. В Библии сказано:

«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей... и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар. 4:29-31).

Писание говорит нам, что Соломон “изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять” (3 Цар. 4:32). Из трех тысяч притчей сохранилось только около трети, но большинство из нас слышали следующее притчи в цитатах или отраженными в общеупотребительных выражениях:

«Наставь юношу при начале пути его — он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).
«Розги пожалеешь — ребенка испортишь» (на основании Прит. 23:13).
«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит. 22:1).
«Вспыльчивый может сделать глупость...» (Прит. 14:17).
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым» (Прит. 6:6).
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Прит. 18:24).

Тысяча пять песен Соломона менее известны, но примером может служить Пс. 126. Обратите внимание на ст. 1 и 2:

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон».

Всего в Ветхом Завете перу Соломона принадлежат три книги. Помимо псалмов, он написал Книгу притчей Соломоновых, книгу Екклесиаста и Книгу песни песней Соломона. Также он писал о лесоводстве и сельском хозяйстве (3 Цар. 4:33, 34).

В-четвертых, он был мудр в прославлении Бога. Соломон навсегда останется известен постройкой величественного храма, где должно было сохраняться имя Господа. Это была мечта его отца, Давида, но ему не было позволено построить храм, потому что на нем была кровь. Таким образом, эта задача выпала на долю Соломона. Были приложены грандиозные усилия. Для работ было привлечено тридцать тысяч израильтян и согнано сто пятьдесят тысяч хананеев. На строительство пошло неимоверное количество драгоценных металлов и камней. Пожалуй, о самой уникальной особенности строительства говорится в 3 Цар. 6:7: “Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его”.

Наконец, через семь лет, храм был готов. Об освящении храма написано в 3 Цар. 9 и 1 Пар. 5. По этому случаю Соломон обратился к народу с речью, и слава Божья наполнила храм. Это был пик карьеры Соломона. Однако у этой вершины мы также видим признаки грядущего. Бог снова явился Соломону и сказал:

«Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил этот храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме этом высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется, и свистнет, и скажет: “За что Господь поступил так с сей землей и с этим храмом?” И скажут: “За то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им. За это навел на них Господь все это бедствие”» (3 Цар. 9:3-9).

Фактически Бог говорил Соломону и народу Израиля: “Если вы отступите, то падение будет таким же великим и потрясающим, как и возвышение!”

Короче говоря, Соломон был мудр в тех делах, в которых повиновался Богу. В результате его слава ширилась. Его царство было таким, что гостившая у него царица Савская сказала: “...я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала” (3 Цар. 10:7).

Александр Уайт написал:

«Если когда-либо был юный святой, который прежде искал царства Божьего и правды Его и это все приложилось ему, то это Соломон... Если когда-либо был такой человек, о котором можно было сказать, что он достиг совершенства, то это Соломон... Если когда-либо был построен яркий маяк в море жизни, чтобы каждого предостерегать и учить, то это Соломон... Если когда-либо до того было сказано о рождении ребенка: “Где изобиловал грех, добродетели было еще в большем обилии”, — то это, несомненно, сказано о рождении, правах наследования и добродетелях Соломона».

САМЫЙ ГЛУПЫЙ ЧЕЛОВЕК

После такого блестящего начала может возникнуть соблазн обойти молчанием заключительные годы деятельности Соломона. Кстати, в 1 и 2 Паралипоменон именно так и сделано, но здесь у Бога есть для нас урок. Если начало жизненного пути Соломона является иллюстрацией к Мф. 6:33 — “...ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам”, то последующие годы его жизни иллюстрируют 1 Кор. 10:12: “... кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть”. Плюс к великой мудрости Соломона мы должны обратить внимание и на его глупость.

Во-первых, глупостью была эгоистичность Соломона. Он поставил себя выше Бога. Он потратил тринадцать лет на строительство своего дворца. Если то, сколько времени мы тратим на что-либо, указывает на наши приоритеты, тогда что можно сказать о Соломоне, который потратил семь лет на строительство храма Господу и почти в два раза больше времени на строительство сияющего великолепием дворца для себя? Пожалуй, следующее короткое изречение — не принадлежащее Соломону — лучше всего скажет об этом: “Себялюбивый человек ничтожен”.

Во-вторых, глупостью было то, что Соломон шел на компромисс. Рядом с храмом Соломон воздвиг языческие алтари! При этом “мудром” царе возле Божьей обители проводилось идолослужение, с которым так усердно боролся его отец! Мне говорят, что “секрет успеха — в компромиссе”. Однако некоторые компромиссы, на которые идут по-мирски мудрые люди, — это воплощение глупости. Подумайте о бизнесменах-“христианах”, которые хоть сами и не употребляют спиртного, но при этом организовывают и посещают вечеринки с коктейлями. Некоторые даже посылают спиртное в подарок своим клиентам или служащим.

В-третьих, Соломон был неумен в браке. У него было семьсот жен и триста наложниц. Эти жены отвратили его сердце от Бога:

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин... из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: “Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам”... В старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству сидонскому, и Милхому, мерзости аммонитской. И делал Соломон неугодное перед очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам» (3 Цар. 11:1-8).

Как строитель храма Божьего вообще мог оказаться в такой ситуации? Он делал то, что было целесообразно с точки зрения политики. Он давал клятвы дочерям фараона и затем Египту, заключая союзы с самыми богатыми и могущественными людьми вокруг себя. Он был не первым и не последним, кто считал, что “цель оправдывает средства”. Мы имеем предостережение не связывать себя с неверными. Апостол Павел спрашивал: “Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?” (2 Кор. 6:14). Неразумно связывать себя с неверными (“склоняться под чужое ярмо”) во многих сферах — в дружбе, в деловых отношениях, но особенно в браке. Молодые христиане, которые встречаются и вступают в брак с нехристианами, часто оказываются несчастными из-за разделений со своими супругами на религиозной почве. Жить по-христиански довольно трудно, даже когда получаешь любящую поддержку от мужа или жены, у которых с вами одна цель. Стараться прийти к Богу — и повести за собой своих детей — вопреки желанию второй половины чрезвычайно трудно и неприятно.

В-четвертых, глупостью со стороны Соломона было стремиться к удовольствиям и богатству. Он в буквальном смысле искал счастья в вине, женщинах и песнях, но не смог его найти. В конце концов он разочаровался. Он пришел к пониманию, что великое богатство и поиски счастья — суета. “Все суета”, — объявил он в Еккл. 1:2.

По-видимому, у Соломона “было все”. Сколько здесь таится опасностей! Иисус сказал: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мк. 10:25). Слишком много добра губит слишком много людей. Обретя несметное богатство, значительно превышавшее слухи о нем, что Соломон оставил после своей смерти? Всё. В богатстве нельзя найти защиту. Соломон копил, копил свое добро, а через пять лет пришел египетский царь и все забрал.

Но главным образом глупость Соломона проявилась в его неповиновении Богу. Его неповиновение нанесло вред ему и его стране. Кто-то сказал, что Соломон “умер, пресыщенный непомерным потворством своим желаниям, оставив после себя оскудевшую казну, недовольный народ и шатающееся царство”. Произошло именно то, о чем Бог предупреждал Соломона. Бог позволил, чтобы у его сына отняли царство (3 Цар. 11:9-13). Царство разделилось, а затем было завоевано. Народ Израиля, как и апостол Павел перед своим обращением, узнал, что “трудно идти против рожна” повелений Господа (Деян. 26:14).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кем же был Соломон больше? Мудрецом или глупцом? Спасенным или потерянным? В его голове происходила борьба. Итальянский художник изобразил Соломона в день воскресения. На этой картине Соломон в нерешительности смотрит на две вереницы душ, одна из которых держит путь в вечную жизнь, а другая — во тьму и осуждение. Он не знает, где его место. Это выражает суть сомнения в умах людей.

Лично я всегда считал, что Книга Екклесиаста — это доказательство того, что Соломон раскаялся. И все же какая это трагедия, что он неправильно потратил такую силищу! Даже если он раскаялся и его душа получила спасение, вред был причинен. Израиль находился на пути к гибели. Не удивительно, что Соломон дал нам наставление: “И помни Создателя твоего в дни юности твоей...” (Еккл. 12:1).

Проявите мудрость, отдав сейчас свою жизнь Богу. Обратитесь к Тому, кто “больше Соломона” (Лк. 11:31). Продолжайте преданно служить Ему, и вы окажетесь мудрее Соломона. И всегда помните: принимая любое решение, обращайтесь к Богу за советом.

Люди Библии | С Богом по жизни | Дзен