В отчёте представлены фотографии объекта, сделанные в разные года
Несколько дней назад я в очередной приехал сюда с группой. И сначала подумал, что свернул не туда. Хотя других поворотов не было. Да и можно ли промахнуться мимо места, в котором столько раз бывал?
Но где же КПП и забор?
Спустя пару секунд я понял, что куча строительного мусора, припорошенная первым снегом, и была КПП.
А где же большой гараж?
За руинами КПП, там, где раньше стоял гараж, расположилась площадка с автокраном и штабелями железобетонных плит. Гараж почти полностью разобрали.
Неподалёку ползал экскаватор.
И только теперь я обратил внимание, что могу разглядеть пятиэтажки и улицу с двухэтажными домами. Кто бывал в Адуляре в последние годы, знает, что городок зарос настолько, что пятиэтажки получалось увидеть только от поворота к военторгу. А когда на деревьях листья, то городок вообще походил на деревню среди джунглей.
И до меня наконец дошло: «Сносят… Теперь точно сносят».
Адуляру много лет предрекали снос. В репортажах, слухах и домыслах. Он бывал полигоном для спецназа и площадкой для страйкболистов, несколько раз его брали под охрану. Не проходило года, чтобы не появилась новость о том, что городок раскатают, а его территорию застроят. Так что очередное сообщение о том, что здесь начали вырубать деревья и расчищать местность, не вызвало особого интереса.
А теперь здания стояли под холодным ноябрьском небом в чистом поле. Стояли и ждали своей очереди, чтобы окончательно умереть.
Я вёл группу, рассказывал о городке, о позиции ПВО рядом и системе С-25, частью которой был Адуляр. Делал это скорее на автомате. А сознание погружалось в воспоминания.
Первый раз мы побывали здесь в конце апреля 2010-го года. Тогда здания ещё не превратились в помойку, но ущерб от толп посетителей был на лицо. В тот день проходила страйкбольная игра. Собралось человек 200-250.
Мы нашли организаторов и уточнили у них границы зоны игры и время начала. Оказалось, что в нашем распоряжении было около пары часов.
Немного побродили по территории воинской части, с которой граничил городок. Ещё в те дни она была распотрошена практически под ноль.
Деревянные строения прогнили и заваливались, а внутри кирпичных зданий было пусто. Правда, попадались кое-какие интересности в виде остатков обмундирования и древнесоветских фресок.
Мы довольно быстро перешли к жилым домам. Светло-голубые стены пятиэтажек мелькали среди деревьев и манили нас.
Но его величество сохран не изволил нас дождаться в квартирах. Он по большей части ушёл вместе с мародёрами и дестройщиками. Всё, конечно, познаётся в сравнении. Целые окна, балконы, двери квартир, редкая мебель и домашний скарб в небольшом количестве, - всё это мы успели застать. Сегодня нет и этого.
Осмотрев квартиры, мы вышли на крышу. С неё открывался недурственный вид.
Прозвучал условный сигнал – страйкбольные команды выдвигались на исходные позиции. Нам было пора уходить.
Желая понаблюдать за сражением, мы оседлали высокую металлическую трубу котельной на окраине городка.
Обзор на город и воинскую часть с неё был отличный.
Однако, ожидаемого зрелища не случилось. Две большие группы людей рассредоточились по территории, и в разных местах завязались вялые перестрелки. Несколько раз хлопнули гранаты с горохом. Вот и вся развлекуха. После получасового пребывания на трубе у нас устали руки, так что пришлось спуститься и отправляться в обратный путь…
В последующие годы я много раз посещал Адуляр.
Здания ветшали, обстановка помещений скуднела, территория всё больше становилась дикой.
Город пережил серию пожаров. Двухэтажные дома с деревянными крышами и перекрытиями превратились в коробки с пустыми оконными и дверными проёмами и торчащими кирпичными трубами.
И всё же атмосфера города-призрака не исчезла и не поблёкла. Напротив, она сильнее пропитывала место. Это не просто слова или моё личное ощущение.
Год за годом Адуляр приходил в ещё больший упадок и внешне становился менее интересным и привлекательным. Но люди, которых я сюда приводил, делились своими впечатлениями от увиденного. И с каждым годом город оставлял всё более глубокие отпечатки в умах гостей.
Лестницы без перил приводят в пустые квартиры.
На стенах уже давно нет обоев, но до сих пор висят газеты, по которым всё клеилось.
Попадается ламповое народное творчество.
Вид из окон мотивирует сфоткаться или залипнуть на несколько минут, подумать о вечном…
Улица с двухэтажными домами первой очереди завораживает мрачными фасадами.
Небольшое убежище для личного состава затапливается, так что туда можно попасть только зимой, либо облачившись в химзу/заброды.
Караулка с секретной надписью на фасаде «Почта», вопреки времени и вандалами, старательно хранила агитационные фрески и напутствия полководцев прошлого.
А также табличку со словами присяги.
Быстро темнело, мои спутники порядком замёрзли. Поэтому я не стал затягивать с прощанием. Прошёл мимо знакомых зданий и сделал несколько общих фотографий. Для себя и для этого небольшого отчёта.
Если вам доводилось бывать в Адуляре, то делитесь воспоминаниями и историями в комментариях. А особенно будем рады услышать живших и/или служивших тут)
У нас есть задумка сделать статью об истории этого места. Но надо сначала собрать больше материала. Кстати, «Адуляр» - это прежде всего позывной позиции С-25, который потом перекочевал на сам военный городок.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!