Уважаемые и дорогие мои читатели!
Простите, что отступаю от темы, но, наверное, и у Кота может переполниться чаша терпения…
Под последними моими статьями подчас появляются такие высказывания, что поневоле приходит на ум совет закрыть свой канал для комментаторов. Мне очень не хочется этого делать: со многими из вас я уже будто сроднилась и, сделав подобное, наверное, буду чувствовать себя одинокой. Но в то же время...
У в общем-то «не моего» поэта, В.В.Маяковского, есть строки, которые всё больше мне вспоминаются:
Я терпел,
терпел
и лопнул
и ударил
лапой
о́б стол.
Вот и мне хочется ударить всеми четырьмя лапами и вдобавок яростно замяукать! Во-первых, я уж не знаю, что это за обострение – осеннее или COVIDное, - но только результаты налицо.
Сейчас популярен жанр фэнтези. Кое-что я читала и, грешным делом, не могла отогнать от себя мысль, что авторы (подчас очень даже не бездарные) так охотно пишут в нём, потому что ничего не надо изучать, проверять: хочешь орков или эльфов? – пожалуйста, нужно телепортироваться? – запросто, стрелять из арбалетов? - да сколько угодно! А уж получится – что получится. Помните ноздрёвского повара? «Руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет». У этих авторов вкус произведений выходит разный, не всегда плохой.
Но нельзя же использовать жанр фэнтези в литературоведении или биографических исследованиях!
Я уже в своё время писала о полной абсурдность версии «Пушкин = Дюма», приводила «сравнительные жизнеописания», ясно показывающие невозможность отождествлять их. Однако охотники делать это не перевелись.
Причём больше всего меня поражает то, что пишущие эту, простите, чепуху, подчас даже не понимают, о чём пишут. Где-то промелькнула фраза, что Пушкин перевоплотился в Дюма-сына (напомню, что тому в момент гибели поэта не было ещё и 13 лет)!
На этой неделе на моём канале отметились сразу два знатока биографии «РЕЗИДЕНТА Собственной Его Императорского Величества канцелярии, ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И КАМЕРГЕРА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА», который носил «агентурное имя» «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Один из них грозно заявляет: «В настоящее время, собранные нами материалы по Александру Пушкину/Александру Дюма, переданы действительному члену Парижской коллегии адвокатов Моник Легранель в качестве доказательства по исковому заявлению НШ "Былина" к Французскому историческому обществу, по обвинении его в преднамеренном искажении исторических фактов и фальсификации прошлого французского народа. Аналогичные действия будут предприняты и в России по отношению к министерству образования и науки РФ, сектору истории РАН, Российскому историческому обществу». Так что, как видите, все врут, а вот эти «исследователи» (автор о них пишет коротко – «отставники») всё знают! И даже исковое заявление подают! Вам не вспоминается знаменитый диалог: «Где у нас прокурор?» – «В 6 палате, где раньше Наполеон был»?
Впрочем, другой комментатор не сам материалы собирает, а получает их из иных миров: «Придёт время, когда мы уже будем общаться официально с душами и Духами из Духовного мира, мира не воплощённых Духов. Тогда все будут знать, что Дантес друг Пушкина и они вместе с Николаем I устроили инценировку дуэли и гибели. Дружили долго. Подготовка велась 6 лет, Пушкин был агентом, его душа рассказала об этом». Ну, и предлагают посмотреть видеоролик на Ютуб канале.
И снова – Пушкин «убыл на подготовленную площадку и в качестве Александра Дюма был, писал и жил во Франции» (сохранила написание в неприкосновенности везде).
Своё мнение об этих авторах я высказать не могу. Опять же процитирую (теперь уже «моего» А.К.Толстого):
Кабы только не этот мой девичий стыд,
Что иного словца мне сказать не велит,
Я тебя, прощелыгу, нахала,
И не так бы ещё обругала!
Хочу только спросить тех, кто так усердно строчит свои «доказательства», читали ли они сами роман «Учитель фехтования», на который так упорно ссылаются? О том, что роман очень слаб сам по себе, говорить не приходится. Но то, как там изображена, к примеру, русская баня, не доказывает ли сразу любому «человеку разумному», что русский автор такого попросту написать не мог? Но ведь они не читатели, они исследователи и писатели!
Другое доказательство «знатоков» – роман «Граф Монте-Кристо» (кто-то даже написал об осуществлённой Пушкиным «операции Монте-Кристо») с совпадением фамилий (опять же пишут, что это дань благодарности «другу и помощнику»). Пользуясь случаем, благодарю комментатора, указавшего на различное написание фамилий в оригинале: Dantès (Эдмон) и d'Anthès (Жорж). Но не только это важно.
Хочу сразу сказать (хотя, возможно, кое-кто меня и осудит): я люблю многие романы Дюма. Мои комментарии можно встретить под статьями об экранизациях «Графа» (думаю, что имею право на это, потому что видела восемь экранизаций его). Но у меня никогда не возникало желание хоть как-то сравнить эти романы с произведениями Пушкина: тут совсем другой уровень, Литература и беллетристика. Не знаю, всем ли известно, что Пушкин весьма скептически оценивал современных ему французских авторов (может быть, П.Мериме несколько выделял), даже О.Бальзака и В.Гюго. Можете ли вы представить себе, что при таких взглядах он написал «Монте-Кристо» или «Королеву Марго»? Я – нет (не говорю уж о лаконичности стиля Пушкина и «многотомности» Дюма).
Так что прошу подобные «версии» и «сенсации» не писать: выцарапывать буду сразу, дабы не смущали умы.
А над приведёнными давайте посмеёмся, как Пушкин на заглавной картинке!
***************
Во-вторых, я уже многократно писала, просила и умоляла соблюдать элементарные приличия.
Да, у Пушкина (и не только у него) написано немало, скажем так, того, что не подобает произносить в обществе (особенно женском). Однако и предназначено это вовсе не для печати и не для публичного чтения.
Многие жалуются на цензуру на Дзене. Согласна, что порой она доходит до абсурда (достаточно вспомнить «наклеечки» в определённых местах на классических картинах). Однако во многих случаях я её целиком поддерживаю.
Относительно недавно я заблокировала комментатора, стремящегося обратить внимание на те стихи поэта, которые, как выразился герой Ф.М.Достоевского, «с грязнотцой», комментарии его скрыты не мной (я скрывать не могу ничего, могу только удалять), а Дзеном. Но оказалось, что некоторые этим недовольны, хотят, чтобы побольше людей могло их прочитать…
Я много раз указывала, что, возможно, мы и не в высшем обществе, но всё же и не в казарме. Конечно, я помню достаточно часто цитируемое «Выругайся, Кэт, хорошим крепким ругательством, как настоящая леди!» (хотя у Шекспира звучит несколько по-иному), но следовать этому совету не стану и других попрошу подобного не допускать.
А то придётся мне, подобно одному литературному родственнику, «рявкнуть, вздыбив шерсть»: «Брысь!»
Но очень не хочется.
***************
Прошу прощения у читателей, что сегодня позволила себе уйти в сторону от основной темы, но не могла удержаться. Наболело.
А к преддуэльной истории Поэта мы вернёмся в следующий раз: статья уже была готова к публикации, но тут подоспели эти комментарии…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь