Найти тему

"Финрод", или История жизни и смерти эльфийского короля

Как вы понимаете (если читали Толкиена), это история Берена, Лутиэнь и Финрода. Текст и музыку "Финрод-зонга" написали Лора Бочарова и Йовен, а поставил его театр "Этериус". Ну, и, наверное, все интересующиеся в курсе, что его уже давно играют в "Тампле". Но про "Тампль" как-нибудь в другой раз.

Итак, "Финрод" "Этериуса". Сначала, как обычно, о плюсах. В первую очередь это слово. Текст арий отличается от того, что поют на современной эстраде, как небо и земля. Ни о каких "Давай поднимем ручки и будем танцевать" (как вспомню, так вздрагиваю) тут речи нет, текст сложный и многоплановый.

Галадриэль:

Ты скажи мне, вереск, скажи,
Зелен ли твой летний наряд?
Легок ли цветущий твой плат,
Под которым спит мой брат,
Мой любимый брат, все простивший брат?
Ты скажи мне, Память, скажи,
Как он бросил все, что имел,
Свет какой звезды в нем горел?
Как предвидеть он посмел
Общий наш удел, проклятый удел?

Финрод:
Смотри, сестра, смотри, на мне любовь оставит шрам.
Беда и боль вдали - ноги моей не будет там!

Галадриэль:
Но я сказала: Брат, мы все-таки пойдем вперед.
Над нами день угас, но там, вдали, горит восход.

Хорошо сбалансировано трагическое и комическое (в постановке Этериуса часть комических куплетов выпустили, сделав спектакль более трогательным и грустным). Песню Мелиан ("Милый мой супруг, ты, конечно, прав") можно прямо рассматривать в качестве примера того, как надо правильно разговаривать с мужем. Она, казалось бы, соглашается с ним, но... На мой взгляд, музыка тоже неплохая, арии запоминаются враз. Я этого самого "Милого супруга" третий день напеваю, никак он от меня не отвяжется.

Милый мой супруг, ты, конечно, прав,
Но о людях мы ничего не знаем.
Короток их век, но мятежен нрав.
Их судьба не ниже, она - иная...

Тингол (Д. Поляков) и Мелиан (М. Ананьина)
Тингол (Д. Поляков) и Мелиан (М. Ананьина)

У солистов хорошие костюмы (очень хорошие) и совершенно прекрасные венцы, диадемы и пр. Вот бы еще статистам пошить что-то удобоваримое, вообще прекрасно будет. А то они у вас одеты по принципу "эльфы в лосинах". Я и сама так одевалась когда-то. Но с тех пор прошло четверть века, благосостояние выросло и на дворе не голодные 90-е.

-3

Исполнители главных ролей мне в общем и целом понравились. Похоже, что Финрода, Лутиэнь, Берена, Тингола подбирали по экстерьеру. Внешность в данном случае имела большое значение и то, что в спектакле многие эльфы астеники (мне до сих пор синдар из Золотого леса во "Властелине колец" в страшных снах снятся, хотя 20 лет прошло), радует.

Берен и Лутиэнь (И. Демидова) на поклонах.
Берен и Лутиэнь (И. Демидова) на поклонах.

Образ Берена, как мне кажется, создавался под влиянием "Игры престолов", но это его не испортило.

-5

Но мой герой тут - Финрод, это просто попадание в десятку. И прекрасный голос и тонкое узкое лицо, и светлые глаза, и стройное тело... Волосы не золотые, но ладно, это мелочи. Для меня вторая половина первого акта, когда явно солировал Андрей Антипов - самая высшая точка спектакля.

Финрод (А. Антипов).
Финрод (А. Антипов).

Куруфин (И. Лазарев) и Келегорм (В. Королев) немного тяжеловаты внешне, они получились очень человечны, даже брутальны. Но других претензий к исполнителям нет, а телосложение изменить люди не могут, я понимаю.

Келегорм (В. Королев) и Куруфин (И. Лазарев)
Келегорм (В. Королев) и Куруфин (И. Лазарев)

Саурон неплох, хотя меня очень удивило что обычно Максим Раковский пел за Финрода, это первый выход в роли темного властелина. Не представляю. Галадриэль (Тария Батурина), которая начинала и заканчивала спектакль, тоже вписалась хорошо. Ну и внешне эльфийская королева как есть.

Галадриэль (Т. Батурина)
Галадриэль (Т. Батурина)

А теперь о плохом. Режиссура. Режиссура хромает на обе ноги. В большинстве случаев герои просто выходят и поют. Но у вас же заявлен спектакль, а не концертное исполнение, да? Знаете, как я в театрах проверяю работу режиссера? Во время массовых сцен, когда все внимание зрителей сосредоточено на главных героях, смотрю на второстепенных персонажей. Если актеры, играющие их, заняты делом, все в порядке, если стоят столбом, режиссер мышей не ловит. В спектакле "Этериуса" персонажи, за редким исключением, изображают из себя жену Лота. Почему в балете "Баядерка" с мимансом все хорошо? Почему с ним нет проблем в спектакле "Бабий бунт в нашем колхозе"? Потому что их ставили серьезные театры (МАМТ и театр Бабкиной)? Господа, вы претендуете на то, что вы профессионалы, а не любители, за билеты зрители платят, а не на играх представления бесплатно смотрят. Давайте и к работе вы будете подходить профессионально. Арии послушать я и дома могу, диск у меня есть. Я не за этим в театры хожу.

Тингол (Д. Поляков)
Тингол (Д. Поляков)

Наконец, самый главный вопрос. Рекомендую ли я спектакль. В целом да. Скажите себе: "Это концертное исполнение" и слушайте. Хотя, есть нюанс. Дело в том, что тем, кто не в теме, "Финрод" будет не интересен. Для того, чтобы понять в чем там дело, надо неплохо разбираться в истории Средиземья (как минимум, прочитать "Сильмариллион"). Так что, если вы не толкинист, можете смело заняться чем-то другим, это не ваше. А вот собратьям по ролевым играм стоит обратить внимание на спектакль.

Информацию о спектаклях можно искать в ВК театра
@finrod2021.
Текст можно прочитать здесь:
https://eressea.ru/library/library/finrodzg.shtml

Роли исполняли:
Тингол - Данила Поляков
Мелиан - Мария Ананьина
Берен - Павел Дорофеев
Лутиэнь - Ирина Демидова
Куруфин - Игорь Лазарев
Келегорм - Владимир Королёв
Галадриэль - Тария Батурина
Финрод - Андрей Антипов
Саурон - Максим Раковский

Фотографии делала я (немного во время спектакля и на поклонах).

Отдельное спасибо за то, что обмен билетов (спектакль был перенесен) прошел без проблем.


Желаю успехов театру "Этериус".
#этериус #толкиен #финрод