Найти в Дзене
script bro | сценаристы

8 советов, чтобы написать реалистичные диалоги

Оглавление

Ваш сценарий может быть отличным. Чёрт возьми, возможно, это следующий "Гражданин Кейн". Но давайте посмотрим правде в глаза: если ваш диалог не выделяется, то, скорее всего, и ваш сценарий тоже.

Если диалог только передаёт экспозицию, прямолинеен, лишен особенностей, перегружен или скуп на эмоции, вашему зрителю будет трудно принять и поверить в него.

Итак, если это всё же случилось, рассмотрим наши восемь советов по написанию достоверного, ёмкого и живого диалога, который покорит зрителей.

Разберите диалоги других авторов

ПРОЧИТАЙТЕ СЦЕНАРИИ таких авторов, как Ричард Линклейтер, Спайк Ли, Ной Баумбак, Квентин Тарантино, Диабло Коди и Аарон Соркин, чтобы увидеть, как великие сценаристы заставляют слова литься музыкой.

Как выглядит их диалоги на странице? Много ли они оставляют пространства, или страницы густо заполнены описаниями? Как много диалогов? Они спокойные или вылетают как пулемётная очередь? Имеют ли они свой ритм? Присутствуют ли в диалоге речевые особенности: заикание, молчание и т.д.?

СМОТРИТЕ ФИЛЬМЫ и слушайте – такие фильмы, как "Джуно", "Криминальное чтиво", "Социальная сеть", "Перед рассветом" и т. д.

Разберите их. Выясните чем различаются стили диалога; как диалог соответствует тону фильма; какие у разных авторов свои отличительные особенности в диалогах. Затем прочитайте сценарии к фильмам, которые вы смотрите. Учитесь у великих.

Оставайтесь верным своему персонажу

Каждый персонаж вашего сценария - это живой человек с разными желаниями, потребностями, особенностями и характером. Следовательно, каждый из них должен соответствовать своему собственному независимому голосу и точке зрения.

Героиня конкретна и высокомерна в своих высказываниях. Герой чрезмерно извиняется и не уверен в себе. Эти два персонажа звучат по-разному и создали бы отличную динамику внутри сцены.

Кроме того, персонажи должны звучать в тональности своей истории, в которой они живут. Нельзя поместить диалог Энди Сэмберга из "Бруклин 9-9" в "Гленгарри Глен Росс".

Напишите диалоги, которые звучат как настоящие разговоры

Подслушивайте. Запоминайте за дурачком, который ругается с продавцом продуктового магазина; затем обратите внимание на реакцию продавца. А как насчёт влюблённых в баре, бизнесвумен, которая неустанно трещит по телефону, скейтбордисты, которые общаются на сленге? Записывайте реплики даже на вашем семейном обеде/ужине - это просто кладезь для ваших диалогов.

Все ли разговаривают друг с другом? Неужели дядя снова рассуждает с долгими паузами, чтобы замариноваться в звуке собственного голоса? А как насчёт страстного спора сестры со своим парнем? Или вялая попытка бабушки рассказать свою безумную историю о бедном парне и гремучей змее в его доме. Двоюродная сестра слышала это так много раз, что продолжает заканчивать бабушкины предложения. Вдох-выдох. Терпение.

-2

Ниже приведены некоторые инструменты, прямиком с семейных собраний, которые помогут привнести “достоверность” в ваш диалог:

  • Люди постоянно разговаривают друг с другом
  • Два человека одновременно занимаются двумя разными вещами (ещё лучше, если у каждого из них есть своя собственная цель, к которой они стремятся).
  • Люди перебивают других
  • "Перетягивающие" предложения, в которых кто-то принижает чужие мысли и присваивает внимание себе. "Ты думаешь, что у тебя всё плохо... Ты должен услышать о том, как умерла моя бабушка".
  • Стремление к высказаться и поделиться мыслями
  • Ругань

Говоря о своём разочаровании по поводу запрещённых выражений и крепких словечек, Аарон Соркин сетует: “Только в пьесах, фильмах и на телевидении кто-то начинает предложение с "Чёрт возьми". Никто никогда в жизни не скажет: "Чёрт возьми, как это могло случиться?" Они скажут просто: "Чёрт возьми". Но разговор не будет начинаться с "Чёрт возьми". Также как и не закончится им. ‘Как это могло случиться, чёрт возьми!”".

Такого не будет.

Нет, он не знает

Слишком знакомый и часто используемый инструмент в диалогах "ну ты же знаешь" сводится к тому, что один персонаж говорит другому персонажу то, что они оба уже знают, но чего мы, зрители, не знаем.

Это экспозиционный диалог, который удобен для сценария, но не позволяет изложению органично разворачиваться из действия или персонажа.

В "Бегущем по лезвию" есть сцена, которая прекрасно демонстрирует это - сцена, в которой Рик Декард, опытный охотник за репликантами, получает информацию о свойствах и характеристиках репликантов от капитана Брайанта.

Предположите, что зритель умнее, чем мы думаем, и спросите себя, нужен ли вам вообще диалог. Если диалог необходим, то найдите способ замаскировать экспозицию - потому что она почти всегда звучит искусственно. Рассмотрите более тонкий подход как в видео.

Особенности

Уникальность поможет вам избежать проблем, которые у вас возникают с экспозицией. Используйте такие вещи, как подтекст, намёк и недосказанность для более достоверного и менее прямолинейного диалога.

В кино, как и в жизни, люди часто говорят не совсем то, что они имеют в виду. Шонда Раймс подчёркивает: “Никто не говорит идеальными фразами, когда бы мы его не встретили”.

Разговоры не всегда являются выражением того, о чём мы думаем. Текст - это то, что мы говорим, подтекст - это то, что мы на самом деле чувствуем. (Это отличный инструмент при написании конфликтов.)

Попытайтесь показать подтекст в действии, а не рассказывать нам словами. Позвольте актёрам сыграть. Он спрашивает: “Ты в порядке?” Она отвечает сдержанно, напряжённо: “Я в порядке”. Очевидно, что она не в порядке, но скрывает.

В подтексте персонажи говорят о том, что они имеют в виду, в отличие от того, чтобы говорить именно то, что у них на уме.

Играйте в тишину

Это правда. Поступки говорят сами за себя. Тем не менее, иногда именно спокойные моменты, промежутки между словами говорят гораздо больше. Молчание - это мощное средство. Это инсинуация, намёк, предположение. Это пауза в разговоре, которая придаёт вес сказанным словам.

Вам нужно только посмотреть "Корону", чтобы понять, как величие диалога часто возникает из-за его отсутствия.

Бла-Бла-Бла...

Сколько раз вы застревали на вечеринке, ведя светскую беседу – бессмысленную, скучную, пустые слова... куча слов? Ну, если вы ненавидите делать это в жизни, просто представьте, что платите деньги, чтобы слушать это.

Светская беседа не имеет никакого отношения к вашему фильму или сериалу, так что её вообще не должно быть. Не поймите меня неправильно, истории или маленькие анекдоты, которые, кажется, не имеют отношения к повествованию, могут остаться, чтобы намекнуть или раскрыть о чём фильм, особенно тематически.

Пэдди Чайефски и Аарон Соркин - профессионалы в этой области, поэтому, если вы хотите научиться использовать диалог в качестве разговорного наполнителя, ознакомьтесь с их работами.

Но вы должны быть очень осторожны - использование такой техники может потопить вас, если вы не знаете, как это сделать. Поэтому, пока вы не овладеете этим инструментом, убедитесь, что ваш диалог имеет какую-то цель и значение в более широких смыслах. Если это не так, исправьте или вырежьте реплики. Зафиксируем в памяти:

Если диалог не продвигает сюжет или не раскроет персонажа...
ВАМ ЭТО НЕ НУЖНО!

Наконец, наиболее эффективный способ написания достоверного диалога - это...

Послушайте свой диалог

Прочитайте свой диалог вслух. Затем попросите других прочитать вслух. И слушайте.

Сделайте читку. Соберите своих друзей вместе, дайте каждому человеку роль, включая чтение описания, затем помолчите и ПОСЛУШАЙТЕ.

Как звучит ваш диалог? Это неуклюже и неестественно? Ваши шутки проваливаются? Это прямолинейно? Есть ли повторы? Ваши друзья думают, что ваш диалог отстой?

Если вы используете вышеперечисленные советы, ваш диалог будет реалистичным. На самом деле, ваш диалог, скорее всего, будет замечательным. И отличный диалог, вероятно, единственный элемент, который может продать сценарий сам по себе.

Сделайте диалог достоверным, придайте ему смысл и скажите нам уже что-нибудь. Вы - сценарист. Это ваша работа. Вперёд!

by Kathleen Laccinole

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.