А как же быть вот с этим, спросит придирчивый читатель - это же 1986 год?
Дело в том, что полное название документа выглядит так: "Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним". (INCSEA).
Т.е., речь о территориальных водах в нём не идёт и здесь совсем другие правила.
Впрочем, и в открытом море после 1972 года сталкивались неоднократно, но делалось это в основном непреднамеренно. Ниже предлагаю выдержки из статьи Дэвида Ф. Уинклера на сайте history.navy.mil, выделенные курсивом. Это даёт возможность оценить, как с американской стороны оцениваются наши взаимоотношения и что откладывается в головах американских граждан, читающих эти статьи.
Бывший начальник военно-морских операций адмирал Эльмо Р. Зумвальт-младший рассматривал инциденты с советским флотом как «чрезвычайно опасную, но волнующую "игру в цыплёнка"». Он знал о ней не понаслышке. В своей книге « На дежурстве» Зумвальт описал эпизод в 1962 году, когда он был командиром военного корабля США «Дьюи», и участвовал в такой игре в Балтийском море с советским фрегатом класса «Рига».
Отвлечёмся немного на этого цыплёнка. Видимо, для американцев быть названным цыплёнком очень обидно - вспомним, как слетал с катушек по этому поводу герой фильма "Назад в будущее". В морском же варианте американцы называли цыплёнком тот корабль, который при опасном сближении отворачивал первым.
И тут пара подробностей этой "игры". Эсминец УРО "Дьюи" имел водоизмещение 5800 тонн, практически, как у крейсера:
Фрегат класса "Рига" - это сторожевой корабль проекта 50, полное водоизмещение 1337 тонн, почти в четыре раза меньше. Снимок из Национального архива США:
При таком соотношении размеров можно было не бояться поиграть в "цыплёнка". Впрочем, эта разность при необходимости мало смущала наших моряков. Вот снимок других участников того же инцидента 1986 года, оцените разницу в размерах:
Далее Уинклер пишет: В течение первых двух десятилетий после Второй мировой войны инциденты, подобные тому, о котором упоминал Зумвальт, происходили в основном в непосредственной близости от материковой части Советского Союза. Однако в середине 1960-х годов советский флот развернулся и начал бросать вызов флоту США во всех океанах мира. Советские корабли преследовали американские авианосные боевые группы, ведущие операции по полётам палубной авиации и пополнению запасов, наводя оружие, стреляя ракетами, ослепляя прожекторами и проводя опасные маневры.
Не хило так, верно? Бедные американские авианосные ударные группы...
Американская общественность узнала об этой проблеме после пары инцидентов, произошедших в Японском море 10-11 мая 1967 года. Военный корабль США «Уокер» , действовавший в составе оперативной группы по поиску подводных лодок, 10-го числа столкнулся с советским эсминцем, что привело к немедленному протесту Америки советскому поверенному в делах в Вашингтоне. На следующий день в «Уокер» врезался еще один советский эсминец, и был подан очередной протест. Инциденты стали горячей темой для дебатов в Палате представителей, поскольку лидер меньшинства в Палате представителей Джеральд Р. Форд предложил Соединенным Штатам пересмотреть свои варианты ответных действий, включая разрешение ВМФ на ведение огня.
Это тот самый Форд, который позже стал президентом и вёл вполне вменяемую политику по отношению к СССР. Оно и понятно, одно дело кукарекать в Конгрессе, ни за что не отвечая, а другое - когда на твоих плечах, как президента, лежит тяжелейшая ответственность за судьбы мира.
А посмотрим-ка, как выглядели инциденты с "Уокером" с нашей стороны.
В мае 1967г. американцы провели очередные - четвертые учения в Японском море совместно с японцами. При этом их корабли неоднократно приближались к советскому побережью на близкое расстояние. Опасно маневрировали рядом с советскими кораблями, которые вели слежение за авианосцем «Хорнет» (Hornet, CVS-12) и при этом эсминец «Уокер» (Walker, DD 517) дважды сталкивался с советскими кораблями. 10 мая он при скорости около 28 узлов навалился своим правым бортом на левый борт советского эсминца «Веский» (бортовой 022). При этом кронштейном штыревой десятиметровой антенны, находящейся на кормовой надстройке, сорвал шлюпку советского эсминца с кормовых талей. Шлюпка повисла на носовых талях, а американский кронштейн вместе с антенной вырвало из надстройки «Уокера», и они упали на палубу нашего корабля. 11 мая «Уокер» таранил носом корму советского БРК «Гордый» (бортовой 025), пробив борт выше ватерлинии. К счастью на «Гордом», повреждения оказались незначительные. После этих двух инцидентов американская сторона пыталась всю вину за столкновение кораблей в Японском море свалить на советских моряков. Когда же в Москве американцам был показан кинофильм о маневрировании ЭМ «Веский» и американских кораблей, снятый в майские дни оператором разведгруппы штаба ТОФ, нападки на советскую сторону со стороны американцев прекратились, а командующий 7-м флотом США на Тихом океане даже заявил, что никаких претензий к маневрированию советских кораблей в Японском море 10-го и 11 мая 1967 года не имеет и что плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием".
Как бы то ни было, 16 апреля 1968 года Соединенные Штаты предложили Советскому Союзу провести обсуждения «Безопасность на море», чтобы изучить возможность предотвращения подобных инцидентов. 10 ноября 1970 года временный поверенный в делах посольства США в Москве Борис Клоссон встретился с Георгием Корниенко из Министерства иностранных дел СССР. На встрече Корниенко заявил, что «компетентные органы» в СССР теперь готовы принять предложение США о проведении двусторонних встреч по предотвращению инцидентов на море между кораблями и самолетами двух стран. Он предложил провести встречу в Москве в начале 1971 года.
И тут начинается конспирология. 15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию советский пассажирский самолёт, убив при этом стюардессу Надежду Курченко.
Инцидент вызвал мгновенную напряженность между Советским Союзом и Турцией, поскольку советские запросы об экстрадиции были проигнорированы. 18- го числа турецкий суд усилил гнев Советов, объявив захват самолета политическим преступлением, освободив угонщиков от уголовного преследования и процедуры экстрадиции.
Три дня спустя, во время этой политической бури, генерал Эдвард С.Д. Шеррер, командующий американской военной миссией по оказанию помощи Турции, решил совершить поездку по турецким военным объектам. К сожалению, американский самолет Beechcraft, на борту которого находились Шеррер, бригадный генерал Клод МакКуорри и турецкий полковник Кавдат Денилг, попал в настоящий шторм. Атакованный сильным ветром и ослепленный тяжелыми облаками пилот, майор Джеймс П. Рассел, наконец увидел взлетно-посадочную полосу. Он приземлился в Ленинакане - в Советской Армении.
Василий Грубяков, посол СССР в Турции, заявил: «Сейчас в Турции находятся два русских убийцы и один турецкий полковник находится в России. Они должны быть взаимно возвращены».
Советские СМИ воспользовались вторжением, приравняв его к инциденту с U-2, произошедшему десятью годами ранее. Советский Союз не разрешал представителю американского посольства доступ к заключенным, как это указано в соглашении о дипломатических представительствах. Обе стороны заявили протест. Поверенный в делах Клоссон бойкотировал торжества по поводу дня Октябрьской революции. Наконец, 9 ноября , Советский Союз сообщил , что американцы и турки будут возвращены на следующий день.
Было ли решение Советского Союза вести переговоры по INCSEA просто попыткой послать положительный знак с участием военных, чтобы помочь нейтрализовать негативный эффект дела Шеррера?
Ну а как же - отказ американского представителя участвовать в торжествах на Красной площади был совершенно невыносим и СССР пришлось пойти на уступки, а также согласиться на переговоры о проблемах на море. Ерунда, по-моему.
А вот другая причина. Оцените, как она преподнесена.
Молодые советские командиры.
Первая серия переговоров INCSEA произошла в Советском Союзе в середине октября 1971 года. В выходные 16-17 октября американская делегация посетила Ленинград. Во время приема в этой поездке член американской делегации капитан Роберт Конгдон попытался поговорить с молодым советским командиром, причем старший советский офицер обеспечил перевод. Конгдон заметил, что этот молодой командир был так напуган, что у него дрожали руки. После тоста переводчик отвел Конгдона в сторону. Размышляя об инциденте два десятилетия спустя, Конгдон перефразировал сказанное советским офицером:
"Пожалуйста, извините за застенчивое поведение этого молодого офицера, но вы должны понимать, что это одна из причин, почему вы здесь. Вам хорошо известно, что за последнее десятилетие наш военно-морской флот значительно расширился и превратился в мощный военно-морской флот, и этот быстрый рост не обходился без трудностей.
Нам в советском флоте пришлось принять непростое решение. Должны ли мы переобучать всех старших офицеров, выросших в прибрежном / патрульном флоте, чтобы они взяли на себя командование этими новыми ракетными крейсерами, или мы должны направить на флот молодых офицеров, которые изначально были обучены этим новым системам вооружения? Мы выбрали второй вариант.
Честно говоря, мы обеспокоены тем, что некоторые из этих молодых офицеров не обладают ни зрелостью, ни навыками управления судном, и это может привести к нежелательным последствиям. Поэтому мы решили пригласить вас сюда для реализации некоторых элементов соглашения о безопасности на море".
Уязвимость советского торгового флота
В начале 1970-х годов Советы могли похвастаться относительно молодым торговым флотом с грузоподъемностью более тринадцати миллионов тонн дедвейтом, что позволило их флоту занять шестое место в мире в этой категории. Они приближались к грузовой емкости американского торгового флота.
Этот флот был уязвим, и во время холодной войны союзники действительно рассматривали возможность использования этой уязвимости. Учитывая уязвимость советского торгового флота перед западным захватом, эта возможная мотивация, безусловно, заслуживает рассмотрения. Однако есть и другие правдоподобные объяснения.
Внутриполитические причины
Возможно, у советского военно-морского флота в этих соглашениях была личная мотивация, а не национальная. Советский флот долгое время был низшим звеном в советской военной иерархии. То, что советский флот стал единственным военным родом войск, поддерживающим двусторонние отношения со своим американским коллегой, несомненно, приносило престиж.
Внешнеполитические
В 1960-е годы агрессивные действия советского флота способствовали достижению внешнеполитических целей Кремля - соперничества с Соединенными Штатами за влияние в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Бросая вызов господству Запада в открытом море, Советы надеялись убедить лидеров неприсоединившихся стран мира в жизнеспособности социализма.
Однако, несмотря на впечатляющие военно-морские учения « Океан-70» с участием 200 боевых кораблей, развернутых по всему миру, на уровне обычных боевых действий Советский флот по-прежнему не пользовался доверием. В 1969 году министр обороны Великобритании Денис Хили выразил уверенность Запада в том, что в случае всеобщей войны советские военные корабли будут потоплены в считанные минуты. Хотя заявления Хили, возможно, были преувеличены, в целом военно-морской баланс по-прежнему в значительной степени благоприятствовал Западу.
Двустороннее соглашение вынудило ВМС США относиться к советскому флоту как к равному, хотя на самом деле это не так. Эта легитимность повысила авторитет советского военно-морского флота, а также самого Советского Союза в глазах других стран.
В статье в журнале Naval Forces контр-адмирал Роберт Хилтон однажды написал:
Ни одна из стран не хочет, чтобы ее ценные корабли были повреждены непреднамеренными или неосторожными действиями своих военно-морских офицеров. Ни одна из стран не хочет, чтобы инцидент перерос в правительственную конфронтацию. 23
Обе стороны сочли очень нежелательными перспективы непреднамеренной войны, угрожающей национальной безопасности друг друга, особенно в эпоху, когда Советский Союз достиг ядерного паритета и желал разрядки.
Желал ли Советский Союз разрядки больше, чем Запад - вопрос интересный. По крайней мере, что касается этого соглашения, оно было предложено американцами именно тогда, когда такой паритет появился. Когда такой паритет нарушается в их пользу, они не стесняются выходить из таких соглашений в одностороннем порядке.
Подписано оно было 25 мая 1972 года в Москве, с условием, что будет автоматически продлеваться каждые 3 года. Момент подписания:
Действует до сих пор. На снимке ниже - делегации, представляющие военно-морские силы США и России, 25 мая 2021 года в Москве провели ежегодные консультации по предотвращению инцидентов на воде и над водами, выходящими за пределы территориального моря (INCSEA):
Аналогичные двусторонние соглашения заключены также с Японией, южной Кореей, Турцией, Великобританией, Францией, ФРГ, Норвегией, Италией, Испанией и рядом других государств.
Другие статьи на аналогичные темы:
Как наши моряки с американскими бодались
Бедные эсминцы - то их авианосцы таранят, то подводные лодки
Как советская подлодка американскую на рога подняла
......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь