Я думаю, что ни для кого не секрет, что акции Tesla дорожали такими феноменальными темпами потому, что инвесторы верят в лидерство Tesla в мире на рынке электромобилей и видят ошеломляющий темп роста выручки. Капитализация Tesla на еще до опроса Маском в Twitter, где он советовался с подписчиками стоит ли ему продавать свои акции, составляла 1,227 трлн $. Совокупный среднегодовой темп роста выручки компании (CAGR) составляет 50%! Но наверно никто не будет спорить, что значительное влияние на цену акций оказывает популярность самого феномена Tesla, и фигуры Илона Маска, то есть Хайп. По расчетам Московской биржи доля акций Tesla купленных физическими лицами составляет 13,5% и бумаги занимают второе месте по популярности среди всех других иностранных акций после Alibaba.
Я считаю компанию Tesla безусловно феноменальной историей уверен, что бизнес компании будет и дальше расти, но потенциал бизнеса и цена входа в этот бизнес – это совершенно разные понятия и не нужно их путать.
Факторы завышенной стоимости акций:
1. Tesla очень дорогая по основным мультипликаторам даже для производителей электромобилей:
· Tesla - форвардный P/E 180, P/S 24
· BYD - форвардный P/E 197, P/S 4,1
· NIO – форвардный P/E – 128, P/S 16,4
· Li Auto - форвардный P/E – 395, P/S 13,6
2. Tesla начав раньше других выиграла время, теперь же компания начинает испытывать значительную конкуренцию как в Европе, так и в Китае. В Китае, например, Aion, BYD, Li Xiang, NIO и Xpeng, продаются очень хорошо, а крошечный Hongguang Mini EV от Wuling сегодня опережает по продажам все остальные электромобили на рынке Китая. Уже сейчас ей на пятки наступает Volkswagen Group с 13%. Третье место с 11% занимает SGMW (объединение SAIC, GM и Wuling). Компания BMW Group заняла четвёртое место, а Stellantis — пятое.
3. Темп роста выручки Tesla падает! Тем роста выручки Tesla (CAGR) составляет 50% только, если смотреть с 2011, тогда был эффект низкой базы. В 2020 выручка выросла всего на 28,3% (тогда как у других темп растет) и очевидно, что будет снижаться.
4. Ожидается, что в период с 2020 по 2026 год размер мирового рынка электромобилей увеличится более чем в четыре раза и к 2026 году достигнет размера глобального рынка примерно в 725 миллиардов долларов США. Если даже Tesla удастся сохранить долю рынка в 15%, это означает, выручку в 108 млрд $ (в 2020 31,5 млрд $). Если даже чистая рентабельность будет составлять 20%, то, есть чистая прибыль 21,6 млрд $, чтобы капитализация сохранилась на текущем уровне в 1,227 трлн $. P/E- должен быть - 57! Иными словами, Tesla должна стоить в 57 раз дороже чистой прибыли.
Может поэтому Маск решился продать 10% акций?