Найти в Дзене
Белорус и Я

Как Борис КЛЮЕВ за водкой ходил

Оглавление
«Если раздаётся мат, я тут же встаю и ухожу. На вступительных экзаменах в институт мальчик один позволил себе мат читать. Я его выгнал»

Вот уже год, как с нами нет Бориса Клюева, замечательного артиста, который был одинаково прекрасен и в классике, и в сериалах. Чего стоил один Воронин-папа. Народный артист России, он почти полвека отдал Малому театру. Это интервью он дал нам незадолго до своего ухода из жизни.

Артист в своей гримёрке, готовится к спектаклю А.Н. Островского "Последняя жертва"
Артист в своей гримёрке, готовится к спектаклю А.Н. Островского "Последняя жертва"

Египетская сила Бориса Клюева

- Борис Владимирович, от вас сейчас не оторваться!

- Правда? У вас хороший вкус! А если серьезно, что может преобразить человека? Перенесенные страдания, боль... (на несколько секунд задумывается: много лет назад потерял единственного сына. Ред.). Что отличает взрослого от молодого? У двадцатипятилетнего бушуют эмоции, а человек в возрасте живет умом, внутренней философией. На многие вещи уже смотрит по-другому. Не так запальчиво и ребячливо. Ценности другие появляются. Думаю, еще гены играют не последнюю роль. Не буду вдаваться в дурацкие разговоры женского толка, но мама передала мне хорошую кожу. У нее была великолепная кожа до 82 лет. Даже специалисты делают мне комплименты. Я за собой слежу. Долго занимался спортом: играл в футбол, увлекался легкой атлетикой и баскетболом. Есть первые разряды по борьбе и баскетболу. Пять лет назад бросил теннис: появились "Воронины". Элементарно времени не стало хватать.

- Где силы берете?

- Я очень организованный человек. Нравится существовать в спрессованном режиме. Иначе скучно. Есть старая актерская шутка: «Актер ноет дважды: когда нет работы и когда работы много». Мне неинтересно без работы. Я должен кипеть, крутиться, ехать на съемки, ездить к студентам. Моя энергетика их заражает.

– Вы как-то сказали, что слишком эмоциональны, поэтому вынуждены себя сдерживать. Последний раз по какому поводу острую реакцию испытывали?

– Сейчас стараюсь себя контролировать. А по молодости, лет до тридцати, все время дрался. Вспоминаю мой любимый Дом актера на Пушкинской. Мы там обязательно выпивали, и под занавес – драки. Еще помню ощущения от игры в рулетку в Питере. Играли всю ночь на привезенной из Чехословакии рулетке. Вначале выиграл почти состояние, потом стал проигрывать. И вот тут-то меня и накрыло... Я то к Богу обращался, то к дьяволу. И к семи утра остановился с теми же деньгами, с которыми пришел. Выпотрошен был полностью. И понял, что мне это запрещено. Сколько Саша Абдулов меня ни пытался завлечь в это дело ничего у него не получалось. Приходил в казино, но всегда знал, что мне это не нужно. Последний раз в Лас-Вегасе долларов двадцать проиграл вот и все. Мне гораздо интереснее, как актеру, наблюдать за другими, когда ты собираешь краски и мазки к своим будущим ролям. Корейцы, американцы, русские все играют по-разному. Русские очень азартные. Они делают рискованные поступки и не жалеют денег. Им нужны эмоции безрассудные, может, глупые, но нужны.

-2

В молодости постоянно в нелепые ситуации попадал. Много лет назад в Ленинграде а тогда ещё было плохо с водкой я оказался в большой компании на гастролях. Сидели в гостинице "Октябрьская". Из крепкого закончилось все. И заведующий музыкальной частью Малого театра Анатолий Паппе с вызовом так сказал: "Неужели у нас нет мужчин, чтобы достали водки?". Встал: "Я иду!". Я понял: надо соответствовать. Тоже встал и говорю: "И я!". И мы поехали ночью за водкой. В то время только в аэропорту можно было ее достать. Там в кафе около буфетчицы стояла толпа, канючили вразнобой: "Ну хоть бутылочку!". Но она ничего не давала. И мы тоже у нее ничегошеньки не вымолили. Тогда таксист, видя, что мы люди приятные, хотя и разудалые, назвал еще кодовое место Витебский вокзал. Доехали, вошли в какие-то подворотни и думаем: "Сейчас нам по башке дадут и отберут деньги". Нет, таксист свистнул и из темноты появился человек: "Сколько?". Мы говорим: "Три бутылки". Он выносит три бутылки, обёрнутые в газеты, как конфеты. И такие радостные приезжаем в половине четвёртого в гостиницу. А там картина маслом: все спят. Паппе вытащил эти три бутылки и вымученно ко мне обращается: "Ну, выпьем? Только мне что-то не хочется". И я вздохнул: "Мне тоже".

- Не думали о другой профессии?

- Знаю точно: я не рукастый. Было дело рисовал в молодости, выпиливал что-то незатейливое. Но это все проходило. Я очень честолюбивый, вот это меня толкает вперед. Если бы судьба сложилась по-другому, все равно я был бы каким-нибудь публичным человеком я же умею красиво носить костюм дипломатом или даже бизнесменом. Я сейчас вполне серьезно говорю. Меня интересуют биржи. Но на криминал никогда не тянуло. Хотя достаточно романтичным юношей слыл, прошел через все шпанские дела. Пусть не покажется самонадеянным, но я чувствую в себе очень большую силу. Могу руководить людьми. Мне было очень тяжело из-за этого в армии: подчинение какому-то идиоту било по моему самолюбию!

Кадр из сериала «Воронины»,  где актер кардинально 
сменил амплуа
Кадр из сериала «Воронины», где актер кардинально сменил амплуа

- После "Ворониных" на вас свалилась бешеная слава.

- Многие ассоциируют меня с Ворониным. Очень приятно, когда тебе говорят: "Большое спасибо за ваше творчество". Люди попроще говорят: "Вы вылитый мой отец!". Значит, усилия правильные. Недавно разговаривал с американскими продюсерами будет продолжение сериала. Для большинства я слился с образом Воронина, но знающие меня понимают, что этот персонаж с моей натурой имеет мало общего. Поверьте, простачков играть гораздо сложнее, чем графов. Мне с моей фактурой это было сложно, на первых порах режиссер не знал, куда ее девать. Что-то надел приличное сразу аристократ выходит. Вдоволь намучавшись, решили использовать старый чаплинский принцип: брюки на три размера больше, майка на два размера меньше. И вот вам правильный образ.

- Телевидение штука коварная: увеличивает достоинства, но и недостатки укрупняет.

- Телевидение особый вид искусства. Он домашний, очень близкий. И тут все очень видно. Сейчас на нем все ушло в зарабатывание. Многие позиции телевидения потеряны. Передачи "вытягивают", а они не "вытягиваются" зрителю неинтересно. Лёня Якубович, попав на это место, пытается куда-то уйти, но у него не получается. Но зато "Поле чудес" он нашел идеально. Не надо особенно фантазировать. Если тебе именно это удается, то надо делать именно это. Володя Соловьев начинал с передачи "Соловьиные ночи". Неудачный был опыт. И вдруг появилась политическая программа "К барьеру!" Соловьев прям заискрил. Найти свое место очень важно. Удержаться еще сложнее.

- Воронины большая семья со своим распорядком. В вашей семье есть правила, которым нужно неукоснительно следовать?

- Стараюсь утро с овсяной каши начинать... А, вспомнил! Есть железное правило: если приезжаю на дачу, меня никто ни по какому поводу не трогает. Ложусь на улице у меня для релаксации свой матрас и лежак. По бокам ложатся собаки. И мы все спим. Если кто-то меня в этот момент потревожит могут нарваться на хамство. Что касается театральной и преподавательской жизни... Если раздаётся мат, я тут же встаю и ухожу. На вступительных экзаменах в институт мальчик один позволил себе мат читать. Я его выгнал. Есть понятие нравственности и культуры. Театр это храм. Священнодействуй или убирайся вон. Студенты приходят разные, но всякие пирсинги, татуировки и прочая дурь за полгода вылетает. Да, они молодые, я никого из них не осуждаю. Живут в разных семьях, воспитываются в разной среде. Но если они попадают ко мне на курс и позволяют вольности им крышка.

С супругой Викторией. Фото: Мила СТРИЖ
С супругой Викторией. Фото: Мила СТРИЖ

- Раз уж о театре заговорили. Укоренившееся мнение: Малый театр оплот консерватизма.

- Это люди глупые так считают и завидующие оттого, что не работают в императорском театре. Это вершина! Из национального достояния еще только Большой театр и столичная консерватория.

- Разве новое не может быть качественным и хорошим? Вон Кирилл Серебренников молодой и популярный.

- О-о-о! Хотите поговорить о "неординарной режиссуре"? Качество время докажет. Во времена Пушкина было много поэтов, превосходящих его по славе. Кто остался? А Баратынского уж никто и не помнит. Обязательно должен быть театр, показывающий лицо государства. Иначе пролезут шустрые и малоодаренные люди. Вот как Серебренников. Классику не надо наизнанку выворачивать. К примеру, иностранцы любят Чехова, но он сложный для них. Американцы, японцы, европейцы берутся за Чехова а понять его не могут. Вспоминаю случай с режиссером Марией Кнебель, она поехала ставить "Вишневый сад" в Лондоне. Репетируя с актером, играющим Лопахина, спрашивает у него: "Как вы думаете, любит он Варвару? Он же не женится на ней". Тот ей моментально отвечает: "Для меня это совершенно ясно, он гомосексуалист". Кнебель так растерялась! Ни одному русскому актеру в голову такое не может прийти. А современные режиссеры, когда появляются сложности, говорят: дыбом нужно все поставить, долой стереотипы! Давайте мы в этом месте покажем голую задницу. Всем этим деятелям очень советую стать репертуарным театром, т.е. работать на кассу. Пусть посмотрят, сколько людей к ним придет.

- Что для вас пошлость?

Для меня это ненормальное, неадекватное поведение человека в жизни, на сцене, где угодно. Если человек позволяет себе что-то неприличное, я его на дуэль могу вызвать. До недавнего времени с пошляками единственным способом разбирался: давал в морду. И если женщину при мне оскорбят физиономию почищу. Другого отрезвляющего метода не вижу.

Беседовала Наталия МАРГИЕВА

© "Союзное государство", № 6, 2014

Материал дан в сокращённом варианте. Хотите полную версию – пишите в личку.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему
Культура Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3

Последнее интервью Бориса СТРУГАЦКОГО: "«Сытому миллиарду» придётся подтянуть пояса"
Белорус и Я28 августа 2021
Два последних разговора с Михаилом ЖВАНЕЦКИМ: «Батька – молодец!»
Белорус и Я7 ноября 2020