Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Ближайшая родня. Стоит ли смотреть новое "Паранормальное явление"?

Шестой фильм известной мокьюментари линейки "Паранормальное явление" уже вышел, так что предлагаю разобраться, стоит ли он вашего внимания.

Паранормальное явление. Ближайшая родня

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com

Линейка "Паранормальное явление" стартовала в 2007 году, и, хотя, с выхода именитой "Ведьмы из Блэр", не без скрипа считающейся основоположником жанра мокьюментари-хоррор, прошло уже 8 лет, фильм стал сенсацией, повторив успех предшественницы в плане кассовых сборов. Режиссер Орен Пели и вездесущий Джейсон Блум вложили в фильм 15 тысяч долларов, и сборы превысили бюджет в 10 000(!) раз.

С выходами последующих частей бюджет рос, а множитель резко падал, пока пятая часть фильма, вышедшая в 2015 году, не обозначила плинтус - при вложениях в 7 миллионов картина собрала 70 миллионов. Результат неплохой, но это уже не паранормальное явление. Да и фильмы становились хуже с каждым разом, а рейтинг последнего не пробил отметку в 5 баллов из 10.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com

И вот спустя 6 лет команда Блум/Пели возвращается с попыткой номер 6 - надо сказать, что Пели здесь вновь выступает в качестве сценариста - доверив режиссуру Уильяму Юбэнку. Что же вышло из этой попытки?

Самое важное - впервые за почти 15-летнюю историю линейки, вселенная "Паранормального явления" выходит за пределы комнаты, и камера, которая была столь удачно закреплена в злополучном доме - что, безусловно, создавало эффект реалистичности - в новом фильме скитается по городам и весям в ловких руках персонажей картины. Таким образом, новое "Паранормальное явление", выдержав значительную паузу, передает привет своему культовому прототипу из Блэр.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/imdb.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/imdb.com

Сразу отмечу, что ни о какой явной копирке речи нет, но, несмотря на совершенно иной сюжет, фильм делает очевидные пасы культовому мокьюментари 1999 года - это и трое персонажей, одна из которых девушка, и своего рода полевое расследование, и блуждание по дремучему лесу, в котором, конечно, не сложно заблудиться, и более фолк-хорроровая (в сравнении с остальными частями "Паранормального явления") мистическая компонента, и даже узнаваемые кадры-отсылки.

Сюжет, как это обычно бывает в псевдодокументальном кино, стартует с междусобойных диалогах героев, декларирующих суть предстоящего мероприятия - девушка по имени Марго, заручившись поддержкой приятелей и видеооборудованием, намерена отправиться в поселение староверов амишей, в глухую далёкую деревню, по приглашению случайно найденного в глобальной сети по ДНК-тесту брата. У брата как раз заканчивается "отгул" перед посвящением в члены общины, и он готов сопровождать Марго сотоварищей из цивилизованного мира в прибежище людей, которые отвергают блага прогресса и живут по старому укладу.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/variety.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/variety.com

У Марго за душой, конечно, водится история о детской травме, которая объясняет её стремление отправиться в такую даль - в детстве её мать оставила Марго у дверей госпиталя, и та выросла в приюте - так что Марго, оказавшаяся вдруг по корням одной из общины, желает выяснить как можно больше о собственной матери, и, возможно, о причинах её поступка. Так что мотивы съёмки полевого фильма, в целом, вполне годные.

Прибыв на место, герои сначала отвергаются лидером общины Джейкобом, и поселяются в хостеле, но, после возвращения ими в стан общины невесть зачем пришедшего к ним среди ночи ребенка, Марго с оператором Крисом и звукорежиссёром (и, конечно, гиком) Дэйлом получают довольно теплый прием - их не только заселяют в уютные при всей своей аскетичности комнаты, но и разрешают снимать "своё это кино".

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com

И всё бы хорошо - комнаты укрывают от лютой стужи, на вечерних застольях Марго чествуют как вернувшегося члена семьи и поют для неё песни, героев знакомят с жизнью общины - а значит, будут в фильме Марго кадры с лошадьми, свиньями, коровами и прочими зверушками, и вообще документалка про деревенскую жизнь вполне себе хороша. Да и звукорежиссёр Дэйл, тот что фрик, облачается в образ амиша и учит местные танцы.

Но вот - паранормальное же явление - Марго мучают какие-то смутные предчувствия, по ночам она слышит странные звуки, а найденная за комодом комната вообще выбивает из положительного настроя. Ещё больше подозрений вызывает запрет Джейкоба ходить в местную церковь, которую зачем-то построили в гуще леса. И окончательно намагничивают ситуацию невнятные рассказы местных о матери Марго, которая действительно жила в общине, но что случилось далее, все молчат.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/meaww.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/meaww.com

Но Марго предстоит узнать правду о своей матери и о причинах, по которым она её оставила, и станет понятно - о таком за столом на болтают и не ведут беседы, развешивая белье для сушки. Но сначала герои всё же проникнут в ту самую церковь, обнаружат там очень странные вещи, Крис и Дэйл отправятся в город и попутчик расскажет им любопытные вещи об общине, приютившей героев, а Марго обнаружит, что не такие уж противники прогресса эти местные.

Ну и, конечно, нас ждёт неплохой, вполне себе такой, твист, жутковатый финал и концовка, которой авторы решили нарисовать локальный старт апокалипсиса.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/girlgeekauthority.com

Можно смело сказать, что ходьба на свежем воздухе пошла проекту Пели к лицу - после комнатных историй с камерами на табуретках зачашхий проект вдохнул морозного воздуха и ответил здоровым румянцем на щеках. Фильм получился достаточно свежим - при всей вторичности темы поездки в отдаленное комьюнити, при явных кивках "Ведьме из Блэр" и при типовых способах запугивания скрипами и открывающимися дверьми у картины неплохой сюжет с мистическим но не самым тупым объяснением.

Герои получились очень даже продуманными для персонажей жанра хоррор, у всех есть какой-никакой бэкграунд, свои мотивы и свои странности (это опять о Дэйле). За взаимоотношениями интересно наблюдать, диалоги не бьют рекордов тупости - за это уже спасибо.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/1428elm.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/1428elm.com

Визуально фильм неплох, а местами даже хорош. Зимние пейзажи, экзотично аскетичные убранства интерьеров, зверушки опять же, неплохо выдержанные решения с цветовой палитрой. Но особенно хорошо всему этому пошла динамика, её наличие как феномена уже ставит "Ближайшую родню" на уровень выше - сцены перед титрами, когда герои покидают деревню, очень хороша, а кадры беготни через лес сквозь летящий снег могут сравниться со сценой перестрелки из сериала "Фарго".

Касаемо мокьюментари, тут почти всё хорошо. Камера дрожит, но в меру, работа с цветами и светом на уровне, достаточном чтобы создать эффект любительской съёмки. При этом в органике есть провисания - порой нельзя понять, кто в данный момент держит камеру - становится ясно, что где-то жанровыми обязательствами пренебрегли. Но это не столь часто происходит и не так бросается в глаза.

shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/readsme.com
shot from "Paranormal activity: Next of Kin"/2021/William Eubank/readsme.com

По итогу, "Паранормальное явление. Ближайшая родня" получился весьма крепким образчиком жанра, способным удивить - особенно на фоне почти полного отсутствия каких-то заметных событий в жанре - и если не реабилитировать линейку, то добавить ей несколько баллов в копилку. Несмотря на то, что революции в жанре картина не совершает, а просто умело эксплуатирует и грамотно сочетает клише и приемы - умелости и грамотности хватает на покрытие вторичности. Фильм вполне способен увлечь и, помимо, пугалок, выдает неплохую динамику и хорошую картинку, при этом почти полное соблюдение стандартов мокьюментари сочетается с умеренной тряской камеры, которая многих так раздражает.