Шестой фильм известной мокьюментари линейки "Паранормальное явление" уже вышел, так что предлагаю разобраться, стоит ли он вашего внимания.
Паранормальное явление. Ближайшая родня
Линейка "Паранормальное явление" стартовала в 2007 году, и, хотя, с выхода именитой "Ведьмы из Блэр", не без скрипа считающейся основоположником жанра мокьюментари-хоррор, прошло уже 8 лет, фильм стал сенсацией, повторив успех предшественницы в плане кассовых сборов. Режиссер Орен Пели и вездесущий Джейсон Блум вложили в фильм 15 тысяч долларов, и сборы превысили бюджет в 10 000(!) раз.
С выходами последующих частей бюджет рос, а множитель резко падал, пока пятая часть фильма, вышедшая в 2015 году, не обозначила плинтус - при вложениях в 7 миллионов картина собрала 70 миллионов. Результат неплохой, но это уже не паранормальное явление. Да и фильмы становились хуже с каждым разом, а рейтинг последнего не пробил отметку в 5 баллов из 10.
И вот спустя 6 лет команда Блум/Пели возвращается с попыткой номер 6 - надо сказать, что Пели здесь вновь выступает в качестве сценариста - доверив режиссуру Уильяму Юбэнку. Что же вышло из этой попытки?
Самое важное - впервые за почти 15-летнюю историю линейки, вселенная "Паранормального явления" выходит за пределы комнаты, и камера, которая была столь удачно закреплена в злополучном доме - что, безусловно, создавало эффект реалистичности - в новом фильме скитается по городам и весям в ловких руках персонажей картины. Таким образом, новое "Паранормальное явление", выдержав значительную паузу, передает привет своему культовому прототипу из Блэр.
Сразу отмечу, что ни о какой явной копирке речи нет, но, несмотря на совершенно иной сюжет, фильм делает очевидные пасы культовому мокьюментари 1999 года - это и трое персонажей, одна из которых девушка, и своего рода полевое расследование, и блуждание по дремучему лесу, в котором, конечно, не сложно заблудиться, и более фолк-хорроровая (в сравнении с остальными частями "Паранормального явления") мистическая компонента, и даже узнаваемые кадры-отсылки.
Сюжет, как это обычно бывает в псевдодокументальном кино, стартует с междусобойных диалогах героев, декларирующих суть предстоящего мероприятия - девушка по имени Марго, заручившись поддержкой приятелей и видеооборудованием, намерена отправиться в поселение староверов амишей, в глухую далёкую деревню, по приглашению случайно найденного в глобальной сети по ДНК-тесту брата. У брата как раз заканчивается "отгул" перед посвящением в члены общины, и он готов сопровождать Марго сотоварищей из цивилизованного мира в прибежище людей, которые отвергают блага прогресса и живут по старому укладу.
У Марго за душой, конечно, водится история о детской травме, которая объясняет её стремление отправиться в такую даль - в детстве её мать оставила Марго у дверей госпиталя, и та выросла в приюте - так что Марго, оказавшаяся вдруг по корням одной из общины, желает выяснить как можно больше о собственной матери, и, возможно, о причинах её поступка. Так что мотивы съёмки полевого фильма, в целом, вполне годные.
Прибыв на место, герои сначала отвергаются лидером общины Джейкобом, и поселяются в хостеле, но, после возвращения ими в стан общины невесть зачем пришедшего к ним среди ночи ребенка, Марго с оператором Крисом и звукорежиссёром (и, конечно, гиком) Дэйлом получают довольно теплый прием - их не только заселяют в уютные при всей своей аскетичности комнаты, но и разрешают снимать "своё это кино".
И всё бы хорошо - комнаты укрывают от лютой стужи, на вечерних застольях Марго чествуют как вернувшегося члена семьи и поют для неё песни, героев знакомят с жизнью общины - а значит, будут в фильме Марго кадры с лошадьми, свиньями, коровами и прочими зверушками, и вообще документалка про деревенскую жизнь вполне себе хороша. Да и звукорежиссёр Дэйл, тот что фрик, облачается в образ амиша и учит местные танцы.
Но вот - паранормальное же явление - Марго мучают какие-то смутные предчувствия, по ночам она слышит странные звуки, а найденная за комодом комната вообще выбивает из положительного настроя. Ещё больше подозрений вызывает запрет Джейкоба ходить в местную церковь, которую зачем-то построили в гуще леса. И окончательно намагничивают ситуацию невнятные рассказы местных о матери Марго, которая действительно жила в общине, но что случилось далее, все молчат.
Но Марго предстоит узнать правду о своей матери и о причинах, по которым она её оставила, и станет понятно - о таком за столом на болтают и не ведут беседы, развешивая белье для сушки. Но сначала герои всё же проникнут в ту самую церковь, обнаружат там очень странные вещи, Крис и Дэйл отправятся в город и попутчик расскажет им любопытные вещи об общине, приютившей героев, а Марго обнаружит, что не такие уж противники прогресса эти местные.
Ну и, конечно, нас ждёт неплохой, вполне себе такой, твист, жутковатый финал и концовка, которой авторы решили нарисовать локальный старт апокалипсиса.
Можно смело сказать, что ходьба на свежем воздухе пошла проекту Пели к лицу - после комнатных историй с камерами на табуретках зачашхий проект вдохнул морозного воздуха и ответил здоровым румянцем на щеках. Фильм получился достаточно свежим - при всей вторичности темы поездки в отдаленное комьюнити, при явных кивках "Ведьме из Блэр" и при типовых способах запугивания скрипами и открывающимися дверьми у картины неплохой сюжет с мистическим но не самым тупым объяснением.
Герои получились очень даже продуманными для персонажей жанра хоррор, у всех есть какой-никакой бэкграунд, свои мотивы и свои странности (это опять о Дэйле). За взаимоотношениями интересно наблюдать, диалоги не бьют рекордов тупости - за это уже спасибо.
Визуально фильм неплох, а местами даже хорош. Зимние пейзажи, экзотично аскетичные убранства интерьеров, зверушки опять же, неплохо выдержанные решения с цветовой палитрой. Но особенно хорошо всему этому пошла динамика, её наличие как феномена уже ставит "Ближайшую родню" на уровень выше - сцены перед титрами, когда герои покидают деревню, очень хороша, а кадры беготни через лес сквозь летящий снег могут сравниться со сценой перестрелки из сериала "Фарго".
Касаемо мокьюментари, тут почти всё хорошо. Камера дрожит, но в меру, работа с цветами и светом на уровне, достаточном чтобы создать эффект любительской съёмки. При этом в органике есть провисания - порой нельзя понять, кто в данный момент держит камеру - становится ясно, что где-то жанровыми обязательствами пренебрегли. Но это не столь часто происходит и не так бросается в глаза.
По итогу, "Паранормальное явление. Ближайшая родня" получился весьма крепким образчиком жанра, способным удивить - особенно на фоне почти полного отсутствия каких-то заметных событий в жанре - и если не реабилитировать линейку, то добавить ей несколько баллов в копилку. Несмотря на то, что революции в жанре картина не совершает, а просто умело эксплуатирует и грамотно сочетает клише и приемы - умелости и грамотности хватает на покрытие вторичности. Фильм вполне способен увлечь и, помимо, пугалок, выдает неплохую динамику и хорошую картинку, при этом почти полное соблюдение стандартов мокьюментари сочетается с умеренной тряской камеры, которая многих так раздражает.