В нашей местности те, кто держал скотину, печь на кухне топили круглый год. Варили еду себе и скотине.
Уголь коксующийся. Плиты лопались стабильно, иногда пару раз в год. Приходилось идти в коммунальный, писать заявление, караулить, когда привезут плиты, от конторы собственными силами доставлять домой и устанавливать.
Плиты были толстенные и тяжеленные. К дому привозили их на мотоцикле – тут особо замудрённого ничего не было. А вот затащить её на второй этаж и в квартиру на кухню было ещё тем развлечением!
Один раз получили плиту, притащили домой, а она, оказывается, чуть-чуть толще прежней. Начальник коммунального сказал, что Рудзавод в чугун добавил что-то для прочности. Ну да, ну да... Лопнула как миленькая! Может, из-за добавок чуточку подольше продержалась.
Перед пенсией устроилась мама в соседнем городе на завод в литейный цех. Около 10 км от посёлка. Как-то раз после очередной лопнувшей плиты приехала с работы и говорит папе, что надо срочно замерить размер плиты. На вопрос папы объяснила, что приехала на работу, зашла в цех и со старшим мастером был разговор. Спросил её – почему она такая невесёлая. Мама объяснила про проблемы с плитой и подколола его:
- Эх вы, сталевары. Слабо отлить супер-плиту, чтобы не лопалась?
Старший мастер засмеялся и спрашивает:
– Почему так долго молчала?
Мама изумилась:
– Вы что и вправду можете?
Мастер объяснил:
– В углу цеха лежит стальная плита. Токарные резцы её не берут, ломаются. В результате разборок с поставщиками выяснилось, что на заводе по ошибке загрузили лист бронеплиты. Применить на заводе плиту некуда, поэтому её режут на плиты для рабочих.
Увезла мама размеры и поздно вечером приехал ЗИЛ-самосвал, выгрузил ДВЕ плиты. Вот мы с папой корячились! Тяжеленные! Одну плиту домой, другую в сарай отволокли. Установили плиту и забыли про все проблемы с плитами. Так и стояла она до самого нашего переезда.
А вторую плиту мы знакомым подарили.
Но это ещё не финал истории! Продолжение по ссылке ниже: