Найти тему

Российские кинопремьеры 2021. Выпуск 6: «Уроки фарси»

Оригинальная история на тему холокоста

Ещё одна киноновинка 2021 года, повествующая о тяготах и страданиях еврейского населения Европы в годы Второй мировой войны – это «Уроки фарси» (Persian Lessons). Напомним, что совсем недавно – в Выпуске №2 – мы касались данной тематики на примере французской драмы под названием «Сопротивление». Так вот сравните работы Хонатана Якубовича и Вадима Перельмана и почувствуйте разницу!

Нет, «Уроки фарси» не шедевр на все времена и вряд ли станет культовой картиной наравне со «Списком Шиндлера» Стивена Спилберга или «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи (к слову, второй вариант куда ближе по своему духу к обозреваемой картине). Более того, читая рецензии профессиональных критиков, можно даже где-то согласиться со скептическими характеристиками и определениями оных, наподобие «страшной сказки о Холокосте». Но, во-первых, сценарист Илья Цофин утверждает, что нашёл идею для будущего сюжета в каком-то советском журнале, где прочитал рассказ о еврее, узнике фашистского концлагеря, который, дабы уцелеть, выдавал себя за перса и учил одного из своих охранников персидскому языку, выдумывая слова на ходу. То есть события в фильме как будто бы были взяты автором сценария не с потолка, и имеют реальную основу. А, во-вторых, даже если это и чистая «сказочка», то очень оригинально сделанная и умело обыгранная; перед нами настолько живое кино, что в происходящее хочется верить. Создатели «Уроков фарси» ушли от набивших оскомину клише в жанре и сделали по-настоящему что-то оригинальное, хотя, казалось бы, новые идеи уже давно закончились в военном и около-военном кинематографе.

Дружная команда: режиссёр Вадим Перельман, сценарист Илья Цофин и дуэт главных актёров - Ларс Айдингер / Науэль Перес Бискаярт
Дружная команда: режиссёр Вадим Перельман, сценарист Илья Цофин и дуэт главных актёров - Ларс Айдингер / Науэль Перес Бискаярт

Помимо отличной истории, которая не даёт заскучать даже на минуту благодаря внутренней динамике, саспенсу и психологизму, в новинке можно выделить тандем главных героев – Жиля Кремье в исполнении Науэля Переса Бискаярта и Клауса Коха, образ которого олицетворил Ларс Айдингер; еврея и немца, узника и тюремщика, учителя и ученика. Все остальные страшные события в концлагере крутятся вокруг этих двоих, а мир словно застывает в ожидании развязки. Единственный минус, на наш взгляд, заключается в том, что создатели не захотели копнуть немного глубже, разнообразить и детализировать фон. Так, сама история могла бы более подробно коснуться взаимоотношений лже-перса с другими узниками лагеря, показать хотя бы вскользь несколько других судеб. В этой связи побочная линия немого итальянца, которого спасает Жиль, выглядит какой-то недоделанной, неполной, написанной скорее для галочки. То же самое происходит и надзирателями, из-за чего главные герои выглядят интересно, а их окружение (фон) – относительно плоско и картонно. Впрочем, данные придирки не могут изменить отношения к ленте в целом, потому что она действительно цепляет.

Вообще, надо сказать, Вадим Перельман, снимающий за рубежом и в России – два разных режиссёра, два разных человека. Вспомнить хотя бы тонкую бытовую драму «Дом из песка и тумана» американского производства и ту же, на контрасте, какой-нибудь средненький отечественный сериал вроде «Пепла». Конечно, найдутся и те, кому понравились в своё время «Измены», но наш канал не в их числе. В данном же случае «Уроки фарси» нельзя причислить к какой-то определённой студии или стране; производство здесь было совместное (Россия, Германия, Беларусь), команда международная, и отказ комитета Оскара выдвинуть ленту на соискание награды «Лучший фильм на иностранном языке» исключительно от Беларуси – лишнее тому подтверждение. Примечательно также, что какое-то время Вадим Перельман был приписан к другому тематическому «еврейскому» проекту – «Песня имён», однако в итоге долгожданная премьера прошлого года была перепоручена Франсуа Жирару и соответственно состоялась уже с именем канадского режиссёра в списке сопричастных. Однако, как известно, всё что ни делается – всё к лучшему, что ещё раз доказала жизнь: если «Песня имён» получилась просто хорошим фильмом, то «Уроки фарси» – хорошим фильмом, который запомнится надолго.

Выбирая, какую бы оценку поставить, приходим к выводу, что скупиться на похвалы не нужно. Не так много достойных исторических фильмов с участием России выходит на экраны в последнее время, чтобы в каждом из них выискивать недочёты и пытаться пресечь на корню любые попытки изменить ситуацию к лучшему. Поэтому с чистым сердцем надбавляем 1 балл и получаем практически идентичную оценку со среднестатистическим результатом КиноПоиска.

-3