Случается, что родители, желая добиться определенных действий от ребенка, используют методы и приемы, которые не то что не работают, а даже дают противоположный эффект. В нашем языке это обычно называется «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Я даже не знаю, откуда появились эти заблуждения, но слышу о них регулярно. Вот самые популярные.
1. Если у ребенка истерика, то надо его обязательно отвлечь и истерику прекратить любыми способами. Одно дело, когда истерика случается дома в окружении близких людей. А если это происходит в общественном месте, в магазине, на площадке, в ресторане? Конечно, не хочется доставлять неудобство окружающим, поэтому родители готовы сделать все, чтобы вернуть тишину и спокойствие. Это правильно, с точки зрения норм поведения в обществе, а вот с точки зрения эмоционального благополучия ребенка, не совсем.
Любые #эмоции должны быть отреагированы и отреагированы до конца. Они не могут просто так взять и исчезнуть в один миг, так не бывает. Отвлекая #ребенка на посторонние предметы, звуки, людей, мы лишаем его возможности прожить эмоцию полностью.
Можно, конечно, ребенка отвлечь, но тогда не надо удивляться, почему он на минимальный раздражитель выдает абсолютно неадекватную, гипертрофированную реакцию. Это подавленные эмоции спешат на выход.
2. Если ребенок бьет, кусает взрослого, надо ударить, укусить его в ответ. Логика здесь простая: так якобы ребенок сможет почувствовать, что это больно, поставит себя на место другого и поймет, что так делать нельзя. Это многоступенчатая логическая конструкция, которую маленький #ребенок просто не осилит.
А #родители продемонстрируют, что их слова расходятся с делом. Сами говорят, что бить и кусаться нельзя, но почему-то бьют и кусаются, значит, все-таки так делать можно. А еще можно мстить, можно причинять боль другому, не надо никого жалеть, кто сильнее, тот и прав.
3. Если ребенок часто плачет, то надо показать ему, что он плачет из-за ерунды. Есть дети с определенным типом нервной системы и с определенными темпераментальными особенностями, которые могут все слишком близко принимать к сердцу, часто переживать и плакать по самому незначительному поводу.
Про незначительный повод знаем мы, взрослые люди, имеющие определенный жизненный опыт за плечами. Мы можем определить масштаб бедствия и решить, стоит все-таки расстраиваться или нет. И многие детские проблемы нам реально кажутся ерундой. А для ребенка они же могут быть катастрофой вселенского масштаба.
Смеяться над ребенком, обзывать его плаксой, нюней, размазней, игнорировать его слезы — это подорвать его доверие. Так вы заставите его всеми силами эмоции подавлять, это не будет у него получаться, эмоций от этого станет еще больше и получится замкнутый круг.
4. Надо заставлять ребенка делиться своими игрушками, чтобы он не вырос жадным. Нет, не надо, а почему я так считаю, написано в статье «Ребенок не обязан делиться своими игрушками: привожу 3 аргумента»
А вы когда-нибудь сталкивались с обратным эффектом от своих приемов воспитания?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»