Найти в Дзене
МИРный воитель

Анализ персонажа Ваас Монтенегро и смысл игры Far Cry 3. Часть 1: Пират-философ в ловушке своего разума

Оглавление

Прежде, чем переходить непосредственно к анализу персонажа, я бы хотел устроить небольшой акт покаяния. Дело в том, что после прохождения Far Cry 3, состоявшегося ещё до начала моей продуктивной деятельности на этом канале, я не воспринял её антагониста по имени Ваас Монтенегро слишком серьёзно. Он мне показался обычным кривляющимся клоуном, который очень гротескно и неубедительно демонстрировал безумие, и главным образом создавался для привлечения школьников. Моим фаворитом являлся (и до сих пор является) Иосиф Сид, который куда более правдоподобно отражает образ истинного психа. Но после того, как к игре Far Cry 6 вышло DLC "Безумие", посвящённое Ваасу, к персонажу пробудился новый всплеск интереса, я пересмотрел все сцены с ним из третьей части, и теперь готов признать, что был неправ в его отношении. Да, если вы хотите посмотреть на образ психа, приближённый к реальности, то вам в FC5 к папе Иосе, и да, Ваас действительно кривляющийся клоун, но в контексте его достаточно трагичной истории данная модель поведения абсолютно оправдана. И на самом деле я даже удивился, обнаружив, что некогда считавшийся мной совершенно карикатурным персонаж на самом деле имеет такую глубину. И получается, что я раньше возвёл на него напраслину, за что приношу Ваасу мои глубочайшие извинения.

Аминь покаяния

***

Извиняюсь ещё раз, на этот раз перед читателями, что перед началом разбора сделаю ещё одно отступление. Дело в том, что при анализе Вааса мне придётся учитывать то, что нам показали в дополнении "Безумие", но я предполагаю, что не всем ценителям Вааса это дополнение и там показанное пришлось по вкусу. Я и сам в довольно противоречивых впечатлениях от сего DLC. Но всё же мне кажется, что оно неплохо раскрывает корни психологических проблем Вааса и его непростых взаимоотношений с сестрой. В самой игре Far Cry 3 мы знаем только версию Цитры, но даже там можно придти к предположению, что она сыграла в падении брата не последнюю роль. А DLC подтверждает не только эту гипотезу, но и несколько переходящий границы простой заботы брата интерес Вааса к Цитре. Так что будем рассматривать оригинальную игру и дополнение как единый канон. Ну всё, наконец-то погнали.

***

Некогда Ваас и Цитра были очень близки... по крайней мере, на это намекает сам Ваас в монологе перед Джейсоном. Но в его собственных воспоминаниях картина выглядит несколько иначе - можно понять, что их отношения были сложные, и Цитра занимала доминирующую позицию по отношению к брату. Не в том смысле, что она сидела сверху... а в том, что всегда оказывала на него психологическое давление. Мы знаем Цитру, как очень ловкого манипулятора, которая использовала в своих целях сперва Вааса, а затем и Джейсона. В воспоминаниях хорошо видно, как на протяжении детства, взросления и уже взрослой жизни Цитра пыталась сделать из Вааса того человека, который ей нужен - сильного воина, но покорного ей, являющегося орудием в её руках. Она уловила противоестественное влечение Вааса к ней и использовала даже это для укрепления своего влияния на него.

Цитра психологически ломает Вааса, чуть не доводя того до самоубийства, и используя для этого его безудержное влечение к ней
Цитра психологически ломает Вааса, чуть не доводя того до самоубийства, и используя для этого его безудержное влечение к ней

Но Ваас, как мы знаем, мальчик непослушный, хоть и внушаемый. Цитру злило то, с каким трудом ей удаётся направлять энергию брата в нужное русло - его не интересовала история собственного народа, традиции, он считал, что наступили новые времена и пора жить по-новому, в то время как Цитра была ярой традиционалисткой и видела силу племени ракьят в сохранении культуры. Тем не менее, Цитре удавалось использовать своё эрогенное, если можно так выразиться, влияние на брата - она вскруживала ему голову, и опьянённый влечением к ней, Ваас готов был идти ради неё на весьма серьёзные поступки вплоть до убийства. Как Ваас говорил Джейсону, он впервые убил именно ради сестры, и вполне возможно это были не экстренные обстоятельства, а её прямой приказ. (А может быть, Ваас в приступе ревности разобрался с одним из её ухажёров).

Как минимум, одного ухажёра Цитры Ваас всё-таки убил, но это было явно не первое его убийство
Как минимум, одного ухажёра Цитры Ваас всё-таки убил, но это было явно не первое его убийство

Ярость Вааса к Джейсону тоже обусловлена в первую очередь ревностью - иноземец занял место Вааса подле его сестры, стал её фаворитом, и служит ей так же, как некогда приходилось служить самому Ваасу. Ваас злится на Джейсона, неосознанно видя в нём себя. (А может, и осознанно).

Цитра винит в предательстве Вааса прибывшего на остров наркобарона, контрабандиста и работорговца Хойта Волкера, переманившего Вааса на свою сторону наркотиками и деньгами. Но, возможно, не договаривает о других причинах, которые могли побудить Вааса пойти на предательство. Например, Ваасу могло надоесть помыкание им со стороны сестры, он мог осознать, что она использует его в своих интересах и играет с ним. Но даже разорвав связь с Цитрой, он продолжил быть пешкой в чужих руках - и теперь служит Хойту, делая всё по его приказу. Ваас ошибочно считает, что Хойт освободил его, в то время как наркоторговец, подобно сестре, манипулирует им, только применяя другие рычаги давления, менее очевидные для самого Вааса.

Психологически Ваас крайне уязвим, склонен поддаваться манипуляциям, и неизменно находится под чьим-то влиянием. Страдая от комплекса неполноценности, привитого ему сестрой ещё в детстве, Ваас тем яростнее пытается доказать, что он способен сам распоряжаться собственной жизнью, и сам может владеть людьми. Издеваясь над пленниками, заставляя их бояться, трепетать перед ним, Ваас закрывает гештальты: его воспринимали, в первую очередь, как орудие и вещь и сестра, и Хойт (что он понимает если не сознательно, то подсознательно), а на других людях он может отыгрываться за это, делая вещи из них. Он, своего рода, учится у своих абьюзеров - ведь полное пренебрежение человеческой жизнью демонстрирует не только Ваас, но также Хойт и даже сама Цитра.

Наркотики, безусловно, окончательно поломали его психику, но отклонения он демонстрирует ещё до присоединения к Хойту, если брать в расчёт его воспоминания из дополнения. И причина этих отклонений, конечно же, связана с сестрой, которую он любил (не только как сестру), но натыкался со своим пылом на холодность и даже презрение с её стороны. Надо учитывать, что по своему психотипу Ваас является "большим ребёнком" - всегда стремившимся к свободе и удовольствиям жизни, на почве чего у него возник конфликт с серьёзной и рациональной сестрой. Она могла как прямо сдерживать его порывы к свободе и веселью, так и просто злить его тем, что не хочет к нему присоединяться - поскольку она была в его жизни самым дорогим человеком, то он хотел видеть её вместе с собой, пытался преподносить ей подарки и делать приятно. Эксцентричное поведение Вааса обусловлено его желанием быть в центре внимания, быть ярким. Гештальты перешли с ним из детской жизни во взрослую, он начал восполнять недостаток веселья, относясь к собственным зверствам, как к развлечению, отдавшись во власть дурманящих веществ, упиваясь господством над другими людьми, которое в первую очередь воспринимал как господство над своей собственной жизнью. Но внутри все психологические травмы и неудовлетворённость были при нём, сестра отказалась вместе с ним присоединиться к Хойту и предаться разгулу, что стало последней каплей для деградации его рассудка.

Ваас безуспешно пытается склонить Цитру на свою сторону и доказать ей, что они вольны распоряжаться своей жизнью без оглядки на заветы предков
Ваас безуспешно пытается склонить Цитру на свою сторону и доказать ей, что они вольны распоряжаться своей жизнью без оглядки на заветы предков

Хойт взял в оборот уже подточенную психику Вааса, предприняв необходимые меры, чтобы сделать из него своего цепного пса. Впавший в зависимость от наркотиков Ваас только сильнее сходил с ума, всё больше и больше меняя своё состояние сознания. Но он так и не освободился из плена своих комплексов и незакрытых гештальтов - ему мешала сестра, которую он так и не смог заполучить. Из-за своих внутренних проблем Ваас стал очень нервозен, склонен моментально впадать в ярость, и от него, как от истинного наркомана и психа, теперь можно ожидать что угодно, поскольку его рассудок уже живёт своей жизнью, не подчиняясь понятным здоровому человеку правилам.

Цитра слишком долго была источником терзаний и страданий Вааса, и постоянная неудовлетворённость из-за неё в итоге привела его от любви к ненависти в её отношении. Не имея возможности привлечь её на свою сторону, добиться её расположения, заставить посмотреть на него так, как бы он хотел, чтобы сестра его видела, он решил уничтожить и её, и племя ракьят, чтобы все эти гештальты и напоминания больше не маячили и не мешали ему предаваться полноценному удовольствию от его новой жизни.

Когда Ваас оказывается в плену своего разума, именно образ Цитры становится его главным врагом, мешающим ему выбраться из ловушки собственного сознания и обрести свободу. Именно она всегда стояла между ним и его правом выбора. Даже когда он ушёл к Хойту, он продолжал быть одержимым сестрой, желанием доказать, что он может делать всё, что пожелает, распоряжаться собственной жизнью, и что, раз уж сестра так и не приняла его таким, какой он есть, она ему и не нужна. Образ сестры так его и не отпустил, и вот, он сталкивается с ней внутри своего разума. Похоже, что он винит её даже в своей склонности к насилию - ведь начал путь убийств именно из-за неё.

Цитра, живущая в сознании Вааса, ведёт себя особо уничижительно по отношению к нему, осыпает оскорблениями, говорит, что он слаб и жалок. Обида Вааса на то, как сестра вела себя с ним в реальности, гиперболизировала все её нападки внутри его сознания. Борясь с образом Цитры внутри своего разума, Ваас в первую очередь борется со своей одержимостью ею - он должен окончательно с ней порвать, избавиться от всё ещё сдерживающих его оков и наконец освободиться. Что ему, кажется, удаётся...

Сцена после титров демонстрирует нам уже стареющего и одинокого Вааса на пляже и с воображаемым другом. Из чего можно сделать вывод, что он давно не видел людей, либо же предпочитает общество собственного воображения их обществу. Вроде бы, он смог найти для себя условный покой, может быть, даже остепениться, хотя всё ещё остаётся со своими тараканами. На чём и заканчивается известная на сегодняшний момент история этого персонажа.

Ваас, возможно, ушёл на покой... хотя не факт
Ваас, возможно, ушёл на покой... хотя не факт

***

Возможно, Ваас и не является самым проработанным антагонистом вселенной Far Cry (хотя бы потому, что есть Иосиф), но нам определённо показали в его лице самый яркий и запоминающийся образ, который всего за 12 минут экранного времени, бывшего у него в третьей части игры, сумел стать культовым персонажем. Ваас хорош не убедительностью демонстрации психических отклонений, но харизмой и экспрессией.

Продолжение:

Анализ персонажа Ваас Монтенегро и смысл игры Far Cry 3. Часть 2: Идея негативной трансформации и отзеркаливания

Другие статьи о Far Cry:

Гражданский конфликт глазами Far Cry 4

Иосиф Сид - самый убедительный психопат? Разбор антагониста Far Cry

Революция никогда не меняется - смысл игры Far Cry 6

DLC про антагонистов Far Cry: не просили, но нуждались?