Почему нет гармонии между мужчиной и женщиной, между матерью и ребёнком, между родителями и детьми, нет гармонии в коллективе, обществе, стране? Эти вопросы задаём мы не только сегодня. Они существовали всегда и в разной форме нам даны ответы на эти вопросы.
Само собой разумеется, что без этой, скрепляющей идеи трудно ориентироваться в жизни. Так и молодая, неокрепшая, без стержня душа подростка Достоевского выбирает для самоутверждения деньги, т.к. "это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество". "Деньги сравнивают все неравенства". "Любопытство рождает страсть", и подросток заражается этой страстью-страстью сребролюбия.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что с самого рождения мальчик воспитывался без родителей. Он был незаконнорожденным, "случайным" ребенком "случайной" семьи.
Ф.М.Достоевский, чувствуя разрушение нравов общества своего времени, невольно пророчествует, давая разъяснения о понятии "случайность" в "Дневнике писателя" за 1877 год: "Случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собой, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь". "Подросток" - роман о "случайном семействе".
Трудно "случайному" ребенку, вовремя недополучившему свой кусочек родительской любви, устоять перед соблазнами мира сего.
Наоборот, ущемленное самолюбие главного героя вызывает в его душе отчаянную потребность самоутвердиться, беря в подспорье эгоизм, гордость и расчетливый ум. Игровые дома, рулетки, забегаловки, аукционы, карты, фишки, вино-все это может или погубить душу человека, или в один отчаянный момент жизни подвести к вопросу: "Я хочу знать, что именно мне делать, и как мне жить?" Ответ, как ни странно, звучит из уст отца подростка, что еще раз подтверждает мысль Достоевского из ""Дневника писателя" о роли отцов в семье: "Прочти десять заповедей..." "Что я один-то сделаю с вашими десятью заповедями?" - возражает ребенок. "А ты их исполни, несмотря на все твои вопросы и сомнения, и будешь человеком великим. Постарайся полюбить. Друг мой, должно любить людей так, как они есть. Переноси от них зло, не сердясь на них, по возможности, памятуя, что и ты человек. Люди по природе своей низки и любят любить из страху; не поддавайся на такую любовь и не переставай презирать".
Ф.М. Достоевский очень психологически тонко и красиво смог передать невидимые нити той природно-генетической связи между сыном и отцом. Было ясно, что никакие расстояния и жизненные преграды не в силах разбить эту связь. Связь, сотворенную самим Богом.
Особое место в романе отводится женщине.
"Русская женщина все разом отдает, коль полюбит, - и мгновенье, и судьбу, и настоящее, и будущее: экономить не умеют, про запас не прячут, и красота их быстро уходит в того, кого любят..." Роль кроткой, бессловесной, смиренной, терпеливой, любящей женщины с религиозным началом была отдана матери подростка по имени Софья (премудрость). Ее не слышно на страницах романа, но "молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего".
Родительская любовь не давит на мальчика своей "моралью", не учит своей "истине". Наоборот, она не мешает воле сына и только тихо движется рядом, готовая прийти на помощь по первому зову.
В своем искании истины подросток переходит из одного "круга" в другой, как бы проверяя и "разгадывая" каждую из встреченных им на жизненном пути "правд". Но разбить этот замкнутый круг в жизни главного героя Достоевский разрешает только одному человеку в романе, после встречи с которым вся душа ищущего "как бы взыграла, и как бы новый свет проник в его сердце. Это был миг новой надежды и новой силы..."
Сам подросток говорит об этом человеке следующее: "У него есть твердое в жизни, а у нас сколько нас ни есть, ничего твердого в жизни". Для объяснения этого "твердого" хочется привести отрывки из произведения, где раскрывается суть человека, от слов которого и "взыграла" душа: "Безбожника человека я совсем не встречал ни разу, а встречал заместо его суетливого - вот как лучше объявить его надо. Всякие это люди: и большие, и малые, и глухие, и ученые, и даже из самого простого звания бывают, и все суета. Ибо читают и толкуют весь свой век, насытившись сладости книжной, а сами все в недоумении пребывают и ничего разрешить не могут. Иной весь раскидался, самого себя перестал замечать. Иной паче камня ожесточен, а в сердце его бродят мечты; а другой бесчувствен и легкомыслен и лишь бы ему насмешку свою отсмеять. Иной из книг выбрал одни лишь цветочки, да и то по своему мнению; сам же суетлив, и в нем предрешения нет. Вот что скажу опять: скуки много. Малый человек и нуждается, хлебца нет, ребяток сохранить нечем, на вострой соломке спит, а всё в нем сердце веселое, легкое... А большой человек опивается, объедается, на золотой куче сидит, а все в сердце у него одна тоска. Иной все науки прошел - и все тоска. И мыслю так что, чем больше ума прибывает, тем больше и скуки. Да и то взять: учат с тех пор, как мир стоит, а чему же они научили доброму, чтобы мир был самое прекрасное и веселое и всякой радости преисполненное жилище? И еще скажу: благообразия не имеют, даже не хотят сего, все погибли, и только каждый хвалит свою погибель, а обратиться к единой истине не помыслит; а жить без Бога - одна лишь мука. И выходит, что чем освещаемся, то самое и проклинаем, а и сами того не ведаем".
Актуальность вышесказанного в наши дни не иссякла. В нас до сих пор живет "душа паука". И Ф.М.Достоевский дает этому сочетанию слов следующее блестящее объяснение, которое с особой точностью характеризует понятие подсознания любого из нас.
"Душа паука! Это значит, что все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем, в желании моем лежало, но сердце еще стыдилось наяву, а ум не смел еще представить что-нибудь подобное сознательно. Я тысячу раз дивился на эту способность человека лелеять в душе своей высочайший идеал рядом с величайшей подлостью, и все совершенно искренно". Однако автор не теряет надежды на "благообразие" русского человека и вкладывает в уста одного из героев романа следующие слова: 'У нас создался веками какой-то еще нигде невиданный высший культурный тип, которого нет в целом мире - тип всемирного боления за всех. Он хранит в себе будущее России". Складывается такое чувство, что это будущее где-то затерялось и заблудилось. Ведь с момента написания этих слов прошло уже больше 120 лет. А может это не будущее потерялось, а мы? Наверное, где-то упущена нами великая мысль, которая у Достоевского, как на ладони: "Великая мысль- это чаще всего чувство, которое слишком иногда подолгу остается без определения. Знаю только, что это всегда было то, из чего истекала живая жизнь, то есть не умственная и не сочиненная, а, напротив, нескучная и веселая".
Живая жизнь -"это, должно быть, нечто ужасно простое, самое обыденное и в глаза бросающееся, ежедневное и ежеминутное, и до того простое, что мы никак не можем поверить, чтоб оно было так просто, и, естественно, проходим мимо вот уже многие тысячи лет, не замечая и не узнавая".
Хотелось бы верить и надеяться, что с каждым днем нас будет все больше, кто открывает глаза и начинает замечать и узнавать всю простоту "живой жизни".
Ведь не зря Достоевским сказано: "Человечество накануне своего перерождения, которое уже началось. Предстоящую задачу отрицают только слепые".