Найти тему

«По ту сторону греха», или что нам завещал Ф.М. Достоевский

Побудило меня написать этот пост два факта: юбилей Ф. М. Достоевского и реакция СМИ на это событие. По первому юбилейному факту:

Все, как всегда: шинельные оды, хвалебные песни, шаблонные статьи в официальной печати, указ о праздновании. Слов много, мысли нет. За 200 лет поменялось отношение к литературе, классика получила множество сценических и кино-интерпретаций, да так поменялось отношение, что о тексте-прецеденте все давно забыли. Сформировалось представление о книге на основе кратких пересказов и экранизаций. Меня поразило, что в любом поисковике на запрос «читать роман «Бесы» Ф.М. Достоевского», выпадает текст, но без эпиграфов. А ведь это первое слово автора в заочной беседе с читателем.

Что нам хотел сказать Ф.М. Достоевский? Он представил диалогическую форму, в которой писатель говорит с вечностью:

Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы, что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

. . . . . . . . . . . .. . . . . . .

Сколько их, куда их гонят,

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

А. Пушкин

«Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся».

Евангелие от Луки. Глава VIII, 32—37

Я не буду давать ответа на поставленный вопрос по двум причинам: во-первых, - много написано по этому поводу хороший статей, во-вторых,- каждый должен отвечать на эти вопросы сам.

Нужно прочесть роман. Или статью

-2

А по второму факту: реакция в СМИ на юбилей мне показалась удручающей. Все пишут об бесовщине, о предсказании социальной катастрофы, о том, что мы все одержимы пороками, о том, что Достоевский депрессивен. А где поиск веры? поиск «положительно прекрасного человека»? где ответственность за «слезинку ребенка»? почему так сместились акценты?

Только в небольшой статье «Журналиста с изнанки» я нашла мысль, которая мне созвучна, которую я принимаю и присоединяюсь к словам автора о том, зачем читать книги великого писателя:

1. Чтение Достоевского — это всегда работа, а не отдых.

2. Основная мысль всех книг Достоевского: человек рожден для счастья.

3. Его книги — это очищение души.

5. Его произведения — гордость за Россию.

Пишут и о спектаклях, которые к юбилейному году представили все известные режиссеры. Особенно резко о премьере в Театре на Малой Бронной «Бесы» в постановке К. Богомолова.

Много новых форм подготовили нам театры Москвы: квесты, перформансы, лекции-диспуты.

Вот только краткая подборка:

Онлайн-показ спектакля «Шатов, Кириллов, Пётр» в постановке РАМТа. Спектакль по роману Достоевского «Бесы».

Спектакль «Смешной человек» в Театре «Мастерская П. Н. Фоменко». В постановке необычного жанра «концертданеконцерт».

Опера «Идиот» в Большом театре 16+ Опера российского композитора Мечислава Вайнберга в постановке режиссёра из Израиля Евгения Арье. «Бесы» Активный променад-спектакль по роману Достоевского в Мастерской Дмитрия Брусникина.

«Зимние заметки о летних впечатлениях». Травелог Федора Достоевского в Театре Наций.

И если уж мы сегодня говорим о романе «Бесы», то это вовсе не детектив или мелодрама. «Бесы» — это реалии русской общественной жизни, остающиеся неизменными из века в век. «Бесы» — роман об исследовании границ и пределов, об изношенности ценностей.

Художественный руководитель театра на Малой Бронной выстроил его как полемический диалог режиссера и автора. Вот что говорит К. Богомолов о своем спектакле:

«Мы постарались подчеркнуть, что это абсолютно современное произведение. Бесов много. Бесов сложно убить. Мы не всегда понимаем, что они бесы. Местоположение ада в моем представлении изменилось. Мы не до конца понимаем, кто нами управляет. Мне кажется, что тема человеческих слабостей и пороков, а также человеческой силы и невероятной жажды жизни — она вечная».

Спектакль я не видела, множественные рецензии не могут сформировать у меня отношение к сценическому тексту, но режиссерскую задачу, выраженную в высказывании я полностью разделяю.

Студентам своим я бы посоветовала прослушать открытый образовательный курс «Достоевский» о романах «Бесы», «Идиот», «Игрок», «Братья Карамазовы». О великих творениях рассказывают известные современные филологи: Людмила Сараскина, Владимир Захаров, Игорь Волгин и Татьяна Касаткина.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ