Побудило меня написать этот пост два факта: юбилей Ф. М. Достоевского и реакция СМИ на это событие. По первому юбилейному факту:
Все, как всегда: шинельные оды, хвалебные песни, шаблонные статьи в официальной печати, указ о праздновании. Слов много, мысли нет. За 200 лет поменялось отношение к литературе, классика получила множество сценических и кино-интерпретаций, да так поменялось отношение, что о тексте-прецеденте все давно забыли. Сформировалось представление о книге на основе кратких пересказов и экранизаций. Меня поразило, что в любом поисковике на запрос «читать роман «Бесы» Ф.М. Достоевского», выпадает текст, но без эпиграфов. А ведь это первое слово автора в заочной беседе с читателем.
Что нам хотел сказать Ф.М. Достоевский? Он представил диалогическую форму, в которой писатель говорит с вечностью:
Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
. . . . . . . . . . . .. . . . . . .
Сколько их, куда их гонят,
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
А. Пушкин
«Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся».
Евангелие от Луки. Глава VIII, 32—37
Я не буду давать ответа на поставленный вопрос по двум причинам: во-первых, - много написано по этому поводу хороший статей, во-вторых,- каждый должен отвечать на эти вопросы сам.
Нужно прочесть роман. Или статью
А по второму факту: реакция в СМИ на юбилей мне показалась удручающей. Все пишут об бесовщине, о предсказании социальной катастрофы, о том, что мы все одержимы пороками, о том, что Достоевский депрессивен. А где поиск веры? поиск «положительно прекрасного человека»? где ответственность за «слезинку ребенка»? почему так сместились акценты?
Только в небольшой статье «Журналиста с изнанки» я нашла мысль, которая мне созвучна, которую я принимаю и присоединяюсь к словам автора о том, зачем читать книги великого писателя:
1. Чтение Достоевского — это всегда работа, а не отдых.
2. Основная мысль всех книг Достоевского: человек рожден для счастья.
3. Его книги — это очищение души.
5. Его произведения — гордость за Россию.
Пишут и о спектаклях, которые к юбилейному году представили все известные режиссеры. Особенно резко о премьере в Театре на Малой Бронной «Бесы» в постановке К. Богомолова.
Много новых форм подготовили нам театры Москвы: квесты, перформансы, лекции-диспуты.
Вот только краткая подборка:
Онлайн-показ спектакля «Шатов, Кириллов, Пётр» в постановке РАМТа. Спектакль по роману Достоевского «Бесы».
Спектакль «Смешной человек» в Театре «Мастерская П. Н. Фоменко». В постановке необычного жанра «концертданеконцерт».
Опера «Идиот» в Большом театре 16+ Опера российского композитора Мечислава Вайнберга в постановке режиссёра из Израиля Евгения Арье. «Бесы» Активный променад-спектакль по роману Достоевского в Мастерской Дмитрия Брусникина.
«Зимние заметки о летних впечатлениях». Травелог Федора Достоевского в Театре Наций.
И если уж мы сегодня говорим о романе «Бесы», то это вовсе не детектив или мелодрама. «Бесы» — это реалии русской общественной жизни, остающиеся неизменными из века в век. «Бесы» — роман об исследовании границ и пределов, об изношенности ценностей.
Художественный руководитель театра на Малой Бронной выстроил его как полемический диалог режиссера и автора. Вот что говорит К. Богомолов о своем спектакле:
«Мы постарались подчеркнуть, что это абсолютно современное произведение. Бесов много. Бесов сложно убить. Мы не всегда понимаем, что они бесы. Местоположение ада в моем представлении изменилось. Мы не до конца понимаем, кто нами управляет. Мне кажется, что тема человеческих слабостей и пороков, а также человеческой силы и невероятной жажды жизни — она вечная».
Спектакль я не видела, множественные рецензии не могут сформировать у меня отношение к сценическому тексту, но режиссерскую задачу, выраженную в высказывании я полностью разделяю.
Студентам своим я бы посоветовала прослушать открытый образовательный курс «Достоевский» о романах «Бесы», «Идиот», «Игрок», «Братья Карамазовы». О великих творениях рассказывают известные современные филологи: Людмила Сараскина, Владимир Захаров, Игорь Волгин и Татьяна Касаткина.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ