Дни в лагере пролетали один за другим. Макар старался не обращать внимания на мелкие пакости Вовы и Марка в виде налитого в кроссовки клея или насыпанных под простыню крошек. В остальном, всё было сносно.
Нина Владимировна ежедневно отдавала ему пакетик с едой для Лисы, именно так Макар назвал свою подопечную. Собака привыкла к мальчику и уже позволяла ему гладить себя и щенков. Если бы можно было, Макар проводил бы с собачьим семейством все дни напролёт. Друзей в лагере он так и не нашёл, на его отлучки некому было обращать внимание. По крайней мере, мальчик думал именно так. Если бы он только знал, как ошибается!
Зато Макар познакомился с Ваней. Случилось это неожиданно. Отнеся еду Лисе, он решил прогуляться немного подальше от лагеря. Выйдя, на лесную опушку у высоких кустов заметил мальчика примерно своего возраста. Тот старательно собирал какие-то ягоды. Некоторые складывал в побитый жестяной ковшик, некоторые отправлял в рот. Заметив Макара, оторвался от своего занятия и миролюбиво спросил:
- Ты из лагеря?
- Из лагеря. - Вздохнул Макар. - А ты?
- Из деревни. - Мальчик махнул рукой вглубь леса. - Тут не очень далеко. Не знал?
- Не знал. Я думал здесь один лес.
- А то! - Засмеялся мальчик. - В этом вашем лагере и наши из деревни работают. Дядя Серёжа по хозяйству, чинит всё, вроде, как завхоз. И тётя Нина на кухне.
- Нина Владимировна?- Обрадовался Макар.
- Она. - Подтвердил Ваня. - Меня Иваном звать. А тебя?
- Макар.
- Ишь ты! - Ваня покачал головой. - У нас в классе ни одного Макара нет. Иванов аж три. Вася есть, Дима, Руслан...
- А ты не знаешь, - перебил нового знакомого Макар - вот у Нины Владимировны сын, Лёша, он где?
- Зачем тебе? - Неожиданно строго спросил Иван.
- Просто. - Макар растерялся. - Она сказала, что её Лёша в детстве на меня был похож.
- Вот оно что... - Ваня задумался и сказал, словно нехотя:
- Может, и был похож. Только сейчас он без ног.
- Как без ног? - Опешил Макар.
- Вот так. Из армии такой вернулся.
- С войны? - Мальчик лихорадочно перебирал в памяти всё, что знал о недавних вооруженных конфликтах.
- Если бы. - Иван бросил в ковшик ещё пару ягод малины. - Избили его сильно. Дедовщина. Знаешь такое? Алексей, он добрый. Говорят, заступился за кого-то, а "деды" собрались, и ломом железным по ногам. В части пытались скрыть, а у Лёхи гангрена началась. Вот обе ноги и отрезали. Хорошо, что жив остался.
- И что им, тем, которые его били, не было ничего? - Макар поражённо замолчал.
- Да не, следователь приезжал. Судили там кого-то. А толку? Ноги-то не вернёшь. - Явно, подражая взрослым, вздохнул Иван. - А ты чего не в лагере?
- Да, - Макар махнул рукой - мне там не нравится. Родители заставили. Путёвку купили. А я не хотел. Да и "деды" свои тоже имеются. Не так, как в армии, конечно, но тоже гады. АУЕ.
- Это что? - Удивился Ваня.
- Сам толком не знаю. Что-то вроде банды.
- Вот ведь. Придумали. - Иван покачал головой. - Путёвки дорогие у вас, а бандитов берут. Кормят хорошо поди?
- Кормят хорошо. - Подтвердил Макар. - И много. Я даже не съедаю столько.
- Я бы съел! - Мечтательно сказал Ваня. И, заметив удивлённый взгляд Макара, без смущения пояснил. - Родители пьют. Дома иногда есть нечего. Я ничего, привык, а сестра, Танюшка, плачет, просит. Я летом ягоду собираю, продаю на станции и покупаю ей что-нибудь. Летом легче. Я и по дворам помогаю. Разрешают картошки у кого-нибудь подкопать. Я много не беру, ты не думай.
Макар растерянно молчал. Он даже не представлял, что где-то такой же мальчик, как он может быть голодным. Ему казалось, что все люди живут примерно одинаково. Точнее, он видел, что у некоторых его одноклассников дороже одежда, телефоны, что отдыхать они ездят не на наш юг, и даже не в Турцию. Но такого, чтобы человеку нечего было есть, не видел никогда.
Ему почему-то стало стыдно перед Иваном за свою жизнь, в которой есть многое, что он, Макар, воспринимал как должное.
- Здесь собака. - Неожиданно для себя сказал он. - У неё щенки.
- Собаку я видел. А про щенков не знал. - Ваня заинтересованно уставился на Макара. - А можно посмотреть?
- Не знаю. Если Лиса подпустит. Это я так собаку назвал. - Признался Макар. - У неё имени не было.
Ваня потоптался, озабоченно заглянул в свой ковшик:
- Идти мне надо, а то поезд пропущу. Пассажиры за ягоду хорошо платят. Местные-то не купят, сами собирают. Макар, а ты завтра придёшь?
- Попробую. - Макару стало радостно от того, что кто-то может хотеть встретиться с ним снова.
- Приходи. - Пригласил Ваня. - Может, вместе щенков посмотрим?
- Хорошо! Пока, Иван.
- Пока! - Ваня прижал к себе посудину и скрылся за кустами.
Когда Макар вернулся в лагерь, то обратил внимание, что вожатые встревожены. Женя о чём-то беседовала с девочками на крылечке их домика, потом подошла к Макару.
- Макар, послушай, ты случайно не видел, никто не заходил в соседний с вашим домик, пока девочки были на занятиях?
Макар едва не ляпнул, что его вообще не было в лагере, но вовремя опомнился и помотал головой:
- Нет, не заходил. То есть, не видел, заходил кто-то или нет. - Поправился он. - А что случилось, Женя?
- У Алисы телефон пропал. Дорогой очень. Она его утром на зарядке оставила. Вернулась с занятий: ни зарядки, ни телефона. Надо же, какая неприятность. Ведь говорили вашим близким, чтобы не давали дорогие вещи в лагерь. Лучше попроще.
- В телефоне же геолокация должна быть установлена. Если Алисины родители подключили одну там функцию, то можно понять, где телефон. - Осенило Макара.
- В том-то и дело, что Алиса просит родителям не говорить пока. Вот пытаемся сами найти. Но тебе спасибо за подсказку.
На следующий день Макар едва дождался момента, чтобы выйти за забор. Прибежал на полянку, в надежде увидеть Ивана. Ваня уже ждал его.
- Держи! - Макар протянул новому приятелю банан и небольшой пакетик с мармеладом. Ваня насупился:
- Я тебе не для того рассказал, чтобы ты меня кормил. - Строго сказал он. - Просто к слову пришлось.
Макару стало неловко. Но, преодолев смущение, он всё же протянул угощение ещё раз:
- Тогда сестрёнке возьми. - Упрямо сказал он. - Маленькие, они это любят.
- Танюшке возьму. - Смилостивился Иван. - Ох, и рада она будет. Спасибо! Ну, что, пойдём щенков смотреть?
- Пойдём. Покормим Лису. - Макар показал пакетик с едой. - Нина Владимировна дала.
- Она добрая. - Подтвердил Ваня. - Только трудно ей одной. Алексей, он что, человек хороший, но не работник. Ни землю вскопать, ни крышу поправить. Хотя с деревяшками хорошо умеет. Столярничает. Там больше руки нужны. К нему даже из других мест приезжают.
Лиса настороженно зарычала на Ивана, но, увидев еду, успокоилась и позволила мальчикам поиграть с малышами. Провозившись со щенками, они не заметили, как пролетело время. А, вернувшись в лагерь, Макар узнал, что случились пропажи. Эдик не нашёл свою маленькую экшн-камеру, которую перед отъездом в лагерь ему подарил отец, а ещё один мальчик обнаружил исчезновение кошелька с деньгами.
Руководство лагеря встревожилось не на шутку. Если пойдёт волна краж, родители детей справедливо поднимут шум. Что тогда делать? И тогда Женя вспомнила про совет Макара. Стали звонить Алисиному отцу, но дозвониться не смогли.
Перед тихим часом Эдик поманил Макара за домик.
- Ты, смотри, осторожно. Вован тебя выследил. Знает, куда ходишь. И про собаку тоже. Он Марку рассказывал, я случайно слышал. А ещё... - Эдик поморщился. - Они хотят её убить.
- Кого? - Испугался Макар.
- Как кого? Собаку! Марк сказал, что сначала надо в еду порошок от тараканов насыпать, вроде, как он в хозблоке видел, чтоб начала сдыхать. А потом... Тебе лучше не слышать. И буквы написать, те, помнишь? Чтоб поверили, что это не шутки.
Макар побледнел. Лиса всегда голодная. Он сам приучил её безбоязненно брать еду. Вот и на Ваню она порычала совсем немного, а потом съела всё, что они принесли.
- А когда? Когда они собираются?
- Не знаю. - Пожал плечами Эдик. - Только ты не выдавай меня. Я с Марком связываться не хочу. Просто мне собаку жалко.
- Спасибо, Эдик.
"Что же делать? Сказать Жене? Ещё неизвестно, чем кончится. Ведь он совсем не уверен, что не навредит собачьему семейству. И Эдика подставит. Да и ворота на заднем дворе могут закрыть, тогда не выбраться из лагеря. Интересно, знает ли Вован про щенков? Хорошо, если нет. Страшно даже подумать, что эти гады могут сделать с беззащитными малышами."
Макар измучился. Он придумывал один план за другим, но все идеи казались мальчику глупыми и бесполезными. В конце концов, он решил подождать до завтра, до встречи с Ваней. Одна голова хорошо, а две лучше. Так мама всегда говорит.
А чтобы случайно не прозевать, когда Марк решит совершить то, что запланировал, Макар старался держать его и его дружка Вову в поле зрения. Даже ночью почти не спал, хотя и сомневался, что мальчишки рискнут пойти куда-то в это время. Да и ворота, это он знал точно, на ночь закрывали.
Невыспавшийся и растрёпанный, еле встал утром. Кое-как привёл себя в порядок. За завтраком почти не ел, стараясь не упустить из вида обоих злоумышленников. Благо, те держались всё время вместе, что-то оживлённо обсуждая. Дождавшись, когда Женя зайдёт в их домик с проверкой, он "счастливо" улыбнулся в камеру, делая беззаботный вид, и, пользуясь тем, что вожатая начала о чём-то говорить с Марком, пулей выскочил на улицу и помчался к хозблоку.
Ваня ждал его. Увидев запыхавшегося приятеля, встревожился.
- Что-то случилось?
Задыхаясь от волнения и бега, Макар рассказал то, что услышал от Эдика. Ваня почесал в затылке.
- Вот тебе, значит, и бандиты. Макар, надо унести щенков. Прямо сейчас. И перепрятать.
- А Лиса?
- Лиса за ними уйдёт. Она - мать. Детей не бросит.
- Куда же мы их денем? Вдруг она на прежнее место их приведёт?
- Прятать будем в деревне. - Решил Ваня. - Только к нам нельзя. Отец, если сильно напьётся, может пришибить. Станется с него.
- А куда тогда? - Макар чуть не плакал. Ему казалось, что мальчишки уже хватились его, и вот-вот придут к тому месту, где прячется Лиса.
- Давай к тёте Нине! - Осенило Ивана. - Она добрая. И Алёша собак любит. А своих у них нет. Был старый Тишка, да помер прошлой осенью.
Мальчики со всех ног бросились к собачьему убежищу. К счастью, щенки и Лиса были на месте. Они осторожно вытащили малышей из зарослей. Ваня нёс двоих рыженьких, а Макар чёрного, да гладил свободной рукой взволнованную Лису, чтобы она не очень переживала.
- Лисонька, Лиска, - уговаривал он собаку - пойдём, не бойся. Спрячем твоих детей, чтобы их не убили. И тебе здесь нельзя.
Деревня и, вправду, оказалась не очень далеко. Казалось бы, нескончаемый, лес неожиданно обрывался, и с пригорка открывался вид на небольшую живописную деревеньку. Впрочем, живописной она казалась только сверху. Подойдя поближе, Макар заметил, что почти все дома довольно старые, и не увидел, чтобы кто-то строил новые. В некоторых, видимо, вообще никто не жил.
- Вымирает деревня. - Заметив его взгляд, сказал Иван, снова повторяя слова кого-то из взрослых. Отсюда в школу только я, да Димка ездим, в другое село. Молодые здесь жить не хотят, а старики умирают. Так что жителей у нас мало.
- Но здесь же красиво! - Удивился Макар.
- Красиво. - Согласился Ваня. - И станция даже есть не очень далеко. Но на ней только поезда останавливаются, электричек нет. Дачникам неинтересно. Получается, неудобно добираться. Особенно в грязь. Да и магазина у нас в деревне своего нет, автолавка приезжает иногда. А так, либо в село, либо на станцию.
За разговорами дошли до одного из дворов. За оградой, на инвалидной коляске сидел крепкий молодой парень. Он ловко сбивал между собой свежеструганные деревянные детали лежащие на верстаке.
- Алексей. - Негромко окликнул парня Иван.
Тот обернулся и улыбнулся ребятам.
- А, Ваня, привет! Заходите.
Мальчики зашли. Лиса нерешительно топталась у калитки.
- Лиса, Лиса, - позвал Ваня - иди сюда, не бойся.
Алексей внимательно оглядел пришедших, поймал вопросительный взгляд Макара, попросил:
- Ванюш, там в доме молоко. Хлеб мать оставила, картошка под полотенцем. Неси сюда, на верстак. Огурцов сорви в огороде, знаешь, где. Да с другом своим познакомь.
- Это Макар. Он из лагеря. - Откликнулся Ваня, скрываясь в доме.
- Здравствуй, Макар. Будем знакомы. Алексей.
Он так крепко пожал руку мальчику, что тот чуть не вскрикнул.
- Прости! - Алексей смутился и, глядя на копошащихся на земле щенков, пояснил. - Когда ног нет, руки должны быть сильными. На них вся надежда. Ну, так что у вас случилось? Зачем пришли?
Макар, поддерживаемый вышедшим из дома Ваней, начал рассказывать. По мере его рассказа Алексей хмурился всё больше и больше. Сильные руки его непроизвольно сжались в кулаки.
- Понятно. - Наконец сказал он. - Собаку в обиду не дадим, это ясно. Вы вот что, пока здесь, помогите Тишкину будку в порядок привести. Надо сена свежего постелить, подстилку организовать. Пока здесь будут, а там придумаем что-нибудь.
Лиса, словно поняв, что её и детей не обидят, потянулась к большому доброму человеку. Тот наклонился и погладил худую собачью спину широкой тёплой ладонью.
- Ваня, найди миску в сенях. - Попросил Алексей. - Налей молока.
Когда закончили возиться с обустройством будки, Макар спохватился.
- Ой, а сколько времени? Мне же в лагерь надо!
- Потеряют тебя там. - Озабоченно произнёс Алексей. - Ваня, ты его проводи. Сам заблудится.
- Да я дорогу запомнил. - Заверил Макар.
- Запомнил, молодец. - Спорить Алексей не стал. - Только лес он ошибок не прощает. Сначала светлый и понятный, а чуть свернул не туда - заросли и болота. Лес, Макар, знать и понимать надо. Так что с Ваней быстрей получится. А ты, Иван, зайди на обратном пути. Я для Танюшки кроватку кукольную смастерил. Рада будет.
В лагере царил настоящий переполох...
Продолжение следует...часть 4
(В связи с изменениями в правилах платформы автор вынужден указывать ссылку на ещё не опубликованные части рассказа. Следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)