Идея, которую можно осуществить в поселковой школе с максимум 2-мя параллельными классами.
Принципы: учет потребностей учащихся, приоритет креативности, приоритет самообразованию, использование старших школьников в качестве ассистентов.
Пример урока для учащихся 4-х классов.
Учащимся предлагается поразмышлять (письменно) над картиной художника Решетникова «Опять двойка!». Далее учитель предлагает на листках текст анализа, в котором учащимся надо вставить вместо … слова. А затем сравнить содержание со своими записками. И сформулировать резюме (выводы).
Примерный текст анализа:
… (Безжалостная) учительница поставила мальчику очередную «двойку». По лицу видно, что он …(хороший). За что? Ясное дело, за то, что он не … (не выполнил ее задание). А почему не выполнил? Не потому ли, что ему было … (неинтересно)? Но учительница (хотелось бы, конечно, увидеть ее «нехорошее» лицо) не задается … (лишними вопросами).
С … (тяжелым) сердцем ученик пришел домой. Мама очень … (недовольна). Сестра и младший братик смотрят на него с … (укоризной).
И только пес Дружок ему … (очень рад). Сейчас они пойдут вместе гулять, и мальчик забудет про … (несправедливую) двойку, … (ненавистную) школу, … (вредную) «училку» и даже про маму, неспособную … (жалеть).
Для мотивированных учителей на Канале «Воз сена» есть также статьи: «Чего хочет младший школьник?», «Когда урок станет интеллектуальной собственностью учителя», «Школа в будущем».