Несмотря на то, что в целом налоговые споры при рассмотрении судебной практики и законодательства относятся к достаточно непредсказуемым процессам, есть процедуры, имеющие чёткие ограничения. Таким примером служит выемка документов. Впрочем, не так давно ФНС приняли ряд решений, внесших недопонимание относительно допустимых норм.
Требования к выемке документов
Документы и предметы могут изыматься исключительно в процессе выездной налоговой проверки. Причём это относится только к тем документам, которые как-то связаны с предметом этой проверки. Данные правила установлены ст. 89 и ст. 94 Налогового Кодекса РФ. Также существует 5 общих требований к налоговым органам, собирающимся произвести выемку.
Наличие обоснованной мотивации
Без обоснования подобных действий операция воспроизводиться не может. Данный вопрос регулируется ст. 93 и ст. 94 НК РФ. К достаточной мотивации относятся:
- невыполнение компанией требования по предоставлению копий документов в указанные сроки;
- недостаточность полученных копий и потребность в оригиналах;
- наличие оснований для подозрения в намеренном уничтожении, сокрытии или изменении запрашиваемых документов.
Постановление о выемке оформляется в письменном виде (форма утверждена приказом ФНС) и подписывается руководителем инспекции.
Наличие свидетелей
Выемка документов может быть произведена исключительно в присутствии не менее двух понятых, не заинтересованных в исходе, представителях компании, а также специалистах, если в этом есть необходимость (см. ст. 94 НК). При наличии сомнений в незаинтересованности понятых компания вправе запросить в соответствующем ходатайстве замену.
Определённое время суток
Согласно п. 2 ст. 94 НК РФ, запрещается проводить выемку с 22:00 до 6:00. Впрочем, документально оформлять назревающие налоговые споры и подписывать постановления к изъятию в это время не воспрещается согласно письму Министерства финансов РФ.
Соблюдение порядка
Первым делом налоговый орган обязан провести предварительное истребование. Сотрудники инспекции обязаны при изъятии документов:
- снять с них копии;
- заверить копии и передать представителю компании;
- пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью или подписью представителя изъятые бумаги.
Запрещаются к изъятию документы, не относящиеся к предмету проверки. Подробные условия можно узнать в ст. 94 НК.
Составление протокола
В нём должны быть подробно перечислены все подвергнутые выемке предметы и документы. Подписываться бумага должна всеми участниками процедуры.
Если хоть какое-то из этих требований будет нарушено, то выемка считается незаконной, что вполне подтверждается многими арбитражными судебными решениями. Если действия налоговых органов признаются незаконными, компания может требовать возврата всего изъятого. Существует судебная практика, в которой выемка документов с нарушениями была признана незаконной:
- немотивированное изъятие документов у организации с нарушением п. 1 ст. 94 НК РФ: определения ВАС от 09.06.2008 № 7483/08, от 06.03.2008 № 2652/08; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2009 № А70-8990/2008, от 14.09.2009 № Ф04-5552/2009(19563-А27-49), от 19.01.2009 № Ф04-8162/2008(18805-А03-15); постановления ФАС Московского округа от 29.08.2008 № КА-А41/7870–08
- выемка документов без представителя компании с нарушением п. 3 ст. 94 НК РФ: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2004 № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1
- выемка документов без предварительного истребования их у организации с нарушением п. 4 ст. 94 НК РФ: постановлениe Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2019 № А54-2414/2018
- изъятые документы не имеют отношения к объекту налоговой проверки с нарушением п. 5 ст. 94 НК РФ: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2009 № А70-8990/2008
- выемка документов была проведена вне выездной проверки без оформления соответствующего постановления о выемке с нарушением п. 1 с. 94 НК РФ: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2021 № А06-14570/2019
Спорные моменты
Спорные ситуации появляются относительно изъятия документов при камеральных проверках. Некоторые суды не видят в этом ничего противозаконного. Однако камеральная проверка проводится не на территории организации и не сопровождается постановлением об изъятии, что противоречит главным правилам. Поэтому большинство судов признают подобные действия незаконными.
Согласно п. 14 ст. 89 и п. 1 ст. 31 НК, выемка документов может производиться при наличии подозрений в их возможном уничтожении, изменении и т. д. Это приводит к тому, что налоговики изымают даже документы контрагентов - именно такая норма была закреплена в соответствующем письме ФНС. Однако для этого нужны веские обоснования подозрений в существовании схемы. Например, совпадение некоторых данных или противоречивые показания. В целом налоговикам нужно доказать взаимосвязь между проверяемой компанией и контрагентом. Это также даст им право выступать за другие существующие рамки. В том случае, если по итогам проверки изъятых документов налоговый орган приходит к выводу о взаимосвязи организации и контрагента (их аффилированности), то у суда будет достаточно основании, чтобы признать выемку документов у контрагента законной (определениe Верховного суда от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994).
До тех пор, пока точных определений не существует, при проведении выемки рекомендуется привлекать специалистов в этой области права. Они помогут разобраться в ситуации и решить дальнейшие налоговые споры.
Источник: https://adremla.com/publications/vyemka-dokumentov-dopustimye-predely-v-nalogovyh-sporah/