В этой подборке есть детективы, комедии, фантастика, даже мюзикл (в некотором роде). Самые же любопытные, пожалуй, три по-разному мрачные драмы: про самовлюблённого социопата-хамелеона, орудовавшего некогда в Юго-Восточной Азии («Змей»), про полицейскую, которая расследует убийство юной девушки, хотя у неё самой в жизни всё страшно запутанно («Мэйр из Исттауна»), и про исландцев, которые в своём сумрачном краю переживают суровое испытание возвращением тех, кто не должен был вернуться («Катла»).
«Алиби»
Известный сценарист по совместительству тайно руководит агентством по разрешению личных проблем преуспевающих людей; загвоздка в том, что решая чужие, он проглядел свои, и его собственная семья рассыпается на глазах. Хорошая задумка, юмор (особенно выделяются сцены с Ф. М. Достоевским, который является герою в его алкогольных снах), постоянно накручиваемая интрига - лихо, бодро, совсем не скучно - но даже этого недостаточно, чтобы закрыть глаза на многочисленные натяжки. Чёрт бы с мелкими огрехами, но где вы видели настолько преуспевающего сценариста, который живет в двухэтажной квартире в центре Питера, ездит на дорогом джипе (да и у жены его нехилая машина), ни в чём себе не отказывает, но практически ничего не делает по своей прямой специальности - и не то что посторонние люди, но даже сын и жена не только не задают вопросов, но даже и не задумываются, откуда это всё и чем целыми днями занимается их папа-муж? Да с таким контингентом и алиби никакие не нужны - и не к чему огород городить.
«Ванда/Вижн» (WandaVision)
Ванда и Вижн - дружная семья, живущая в классическом американском пригороде, и выглядит их жизнь, как классические американские ситкомы. Прелесть этого супергеройского сериала в том, что почти ничего супергеройского в нём нет, кроме последней серии (что отнюдь ей не на пользу). Не нужно даже знать, кто такие эти Ванда и Вижн и каковы их взаимоотношения с другими супергероями. Получается забавная комедия, трогательная мелодрама, немного фантастика и даже чуть-чуть мистика про ведьм. Жаль только, что не зная источников вдохновения - всех этих старых телекомедий - теряешь половину удовольствия.
«Вечность» (Forever)
Старомодный, почти типичный образец полицейского детектива - каждую серию герои с успехом расследуют очередное убийство. И может быть в этой классичности - одно из главных достоинств сериала, он такой привычный, надежный, уютный. А интриги добавляет единственная странность: один из главных героев - харизматичный красавец-медэксперт - бессмертный, которому уже лет двести. Его можно убить, но всякий раз он воскресает. Попытки героя разобраться в этой тайне составляют сквозной сюжет - который, увы, не находит своего разрешения, потому что сериал был закрыт после первого же сезона.
«Задиры» (Vexed)
Британский гротесково-комедийный детектив про пару трудносовместимых полицейских: она вся из себя правильная, он - раздолбай, каких свет не видел, чем-то напоминающий самовлюбленного и недалекого, но пробивного копа из старого фильма «Голый пистолет». Зрелище забавное, но в больших количествах утомительное. Должно быть, поэтому сериал довольно быстро (после двух коротких сезонов) закрыли.
«Змей» (The Serpent)
70-е годы, Азия. Молодые хипповатые европейцы и американцы приезжают сюда в поисках приключений, и этим пользуется один скользкий тип - тот самый Змей - который травит их и грабит. До поры безнаказанно, пользуясь бестолковостью местной полиции. Он живет в своё удовольствие и всё время врёт - невозможно понять, когда он искренен и любит ли он хоть кого-то, кроме себя. Исключительно неприятная, но яркая история, в которой даже крах (анти)героя выглядит чуть ли не как очередная его, увы, победа.
«Катла» (Katla)
Исландия, очередной вулкан засыпал пеплом всю округу, население эвакуировано, но кое-кто остался и мыкается в этих лунных пейзажах. Но тут начинают возвращаться те, кто то ли пропал, то ли умер - и живым от этого не то радость, не то горе. Получается что-то вроде «Соляриса» - с поправкой на скандинавскую меланхолию. И если вы думали, что в русском кино несчастливые концы, это вы ещё исландского не видели. Был ли мальчик? Был, да сплыл.
«Мейр из Исттауна» (Mare of Easttown)
В маленьком городке похищают одну девушку, убиват другую; следствие ведёт женщина, у которой самой в жизни всё очень запутанно и безрадостно - сын покончил с собой, муж ушёл и женится на другой, с матерью постоянные склоки, внука хочет забрать его непутёвая мамаша - какие уж тут расследования. И тем не менее преступник будет найден, хотя суть здесь, конечно, в другом. Невероятные повороты сюжета, но весьма убедительная драма. Счастье? Какое счастье? Был бы хотя бы бы покой.
«Мёртвые души»
Современная версия классического произведения. Здесь Чичиков никаких душ не покупает, а наоборот - продаёт провинциальным чиновникам места на престижных московских кладбищах, причём (за отдельную плату) предлагая места рядом с какой угодно, даже ещё живой, знаменитостью. Налицо жесточайшая сатира по отношению к отечественной бюрократии, но совсем без пафоса, и настолько гипертрофированно, что иначе как стёбом не назовёшь. Трудно страдать за судьбы отечества или негодовать по поводу тотального воровства и некомпетентности, когда видишь такие яркие, сочные, безумные персоны, одна другой краше. Один неугомонный патриот и завиральщик Ноздрёв чего стоит. Или интеллигентный Плюшкин, который хочет, чтобы его похоронили рядом с Бондарчуком-младшим, только чтобы памятник у него непременно был выше, чем у Феди. Но самый уморительный - истекающий улыбкой индуист-эротоман Манилов, сладко липнущий к Чичикову с откровенно эротическими ласками на пару со своей не менее липкой женой. Поучительный финал сей версии несколько разочаровывает, но наверно без такой правильной развязки теперь над пороками и постебаться-то как-то страшно.
«Необыкновенный плейлист Зои» (Zoey's Extraordinary Playlist)
Мюзикл на новый лад. Здесь люди то и дело поют, но это не принимается за должное. Просто у героини открылся странный дар: она «слышит» сокровенные мысли и чувства людей, но не прямым текстом, а в виде той или иной песни. Человек влюбился - и поет ей что-то о любви, горюет - исполняет грустную песню, даже если на словах уверяет, что всё у него хорошо. В целом - неплохо работает, а местами даже и отлично, но есть несколько но. Во-первых, со временем этот приём приедается, пусть даже авторы стараются вносить разнообразие (запеть - руками - может и глухой, или не один человек, а несколько, или сама героиня). Во-вторых, пение всегда сопровождается танцами, которые со своей специфической пластикой порой не столько радуют, сколько раздражают. И в третьих - мелкая, но неразрешимая проблема - как быть с переводом песен, которые именно здесь-то и имеют смысл, отражая нюансы состояния героев. И хорошо ещё, если это всем известный хит (типа битловской «Help»), а если вдруг партия из мюзикла, который ты слыхом не слыхивал? И непонятно ничего, и даже отклика эмоционального нет. А вообще прикольно - и послушать есть что, и призадуматься, и посочувствовать.
«Рагнарёк» (Ragnarek)
Как бы возрождение скандинавских мифов в современности: главный герой - переродившийся бог Тор, постигающий свою силу, вступает в конфликт с несколькими никуда и не пропадавшими вредными божествами, которые разбогатели и заправляют большими делами в маленьком городке с эпичным названием Эдда. Странно только, что паренёк совсем не в курсе родной мифологии. Ну ладно бы он не знал про такую странную вещь, как мёд поэзии, но он не знает даже, что оружием Тора был волшебный молот Мьёльнир, которым он колотил врагов по башке - это любому мальчишке и близко и понятно. Даже если в школе эти уроки прогулял, есть же комиксы и кино, аллё, Магне, ты с какой планеты?
«Чудесные годы» (The Wonder years)
Глазами 12-летнего паренька, через его общение с семьей, друзьями, школьными учителями и так далее показывается жизнь Америки конца 60-х. Всё это пронизано ностальгией, лирикой и юмором, детской наивностью и серьёзными проблемами, вроде войны во Вьетнаме, прав женщин и так далее - но всё это без назойливости, очень аккуратно вкраплено в ткань «детского» повествования. Славная, несколько старомодная история взросления, прямой (и более изящный) предшественник таких сериалов, как «Детство Шелдона».
«Happy End»
Современно, в меру провокативно (по крайней мере, для нашего кино) про индустрию развлечений для взрослых: юная смелая дева, с помощью друга-компьютерщика, начинает заниматься вебкамом - то есть за деньги делать всякие эротические штуки на камеру, транслирующую всё это в интернет. Естественно, на пути всплывают различные неприятные моменты, вроде того, что будет, если о твоих занятиях узнают родители. В целом живо, увлекательно и, по старой традиции, вынесенный в заглавие счастливый конец совсем не такой весёлый, как хотелось бы.
«9 совершенно незнакомых людей» (9 perfect strangers)
В некий таинственный оздоровительный центр приезжает небольшая группа гостей, у каждого из которых, как выясняется, есть серьезные психологические (если не психиатрические) проблемы, и прекрасная хозяйка этого чудного курорта с несколькими помощниками берется решить эти проблемы - с помощью йоги, психотренингов, но и посредством более радикальных средств. Весьма интригующая завязка, замечательно красивое кино, отменные актеры (особенно выделяются те, кто играет не в меру оптимистичного отца семейства и «сладкой парочки» из опустившегося спортсмена и переживающей кризис писательницы). Но развязка, увы, несколько разочаровывает, да и оглядываясь назад, понимаешь, что за всей этой красотой не так уж и много смысла: мыльный пузырь тоже переливается на солнце, но внутри - пуст, пуст.
И несколько ненужных продолжений и начал в рубрике
Лишнее
«Личная жизнь» (Love Life)
В жизни среднестатистического человека случается 7 любовных романов, 2 серьёзных влюблённости и 2 не менее серьёзных разрыва. С такой преамбулой сразу подозреваешь неладное, и стоит начать смотреть, как это подозрение не только оправдывается, но и усугубляется: налицо скучная как бы современная лирическая комедия про неловкую современную любовь. Ничего резкого и яркого, одна нудная жевачка про невзрачную нью-йоркскую девицу и её блёклые чувства.
«Противостояние» (The Stand)
Катастрофа: население Земли почти полностью вымирает из-за эпидемии супер-гриппа. Оставшиеся пытаются как-то выжить... Знакомое начало - ведь это уже вторая экранизация книги Стивена Кинга, а уж тема страшной болезни в последнее время стала только актуальнее. Но получилось не очень, на удивление скучно и невыразительно. Герои какие-то картонные и за ними неинтересно следить, а то что их достаточно много, только раздражает, потому что мешает вникнуть в проблемы хотя бы одного из них: только тебя начало что-то цеплять, как происходит скачок к следующему герою, да еще и в другое время - и всё, контакт потерян.
«Разочарование», 2 сезон (Disenchantment)
Приключения сказочной принцессы, которая пьянствует, шалопайствует, не собирается идти замуж - в общем, ведёт себя не так, как пристало сказочной принцессе. Поначалу это свежо и интересно, но постепенно начинает приедаться, и название сериала всё больше оправдывает себя.
«Рик и Морти», 5 сезон (Rick and Morty)
Продолжение фантастических похождений вздорного старого учёного-гения и его недалёкого внука, а также других их родственников. Когда-то эта история захватывала своей изобретательностью, теперь остался в основном пофигизм главного героя, который и отличает его от классического типажа сумасшедшего гения. Трудно даже вспомнить, что такого было в очередной порции подвыдохшегося зрелища, кроме, разве что, мозголомной истории про расплодившихся по вине Рика (чьей же еще) двойников, двойников двойников, двойников двойников двойников - и так далее. Удивительно, как они совсем не поубивали друг друга: вот был бы достойный финал.