Личная и артистическая жизнь Любови Орловой была как светлый путь, отражающий название одного из ее фильмов. Актрисы не коснулись ни сталинские репрессии, ни прочие неприятности.
Детство
Любовь родилась в дворянской семье на Дворянской улице в подмосковном городе Звенигороде. Ее семья была достаточно зажиточной и имела знаменитых родственников. Например, Михаил Сергеевич Сухотин, дядя мамы Любы, был женат на старшей дочери Льва Толстого Татьяне. Неизвестно, встречалась ли Любовь Орлова со своим знаменитым родственником, но он подарил ей экземпляр произведения «Кавказский пленник», скромно подписав его «Любочке – Л. Толстой».
Среди приятелей Орловых числился Федор Иванович Шаляпин. Он бывал у них в гостях в московском доме на Спиридоновке, приглашал друзей к себе на Новинский бульвар, где устраивал детские праздники. На одном из таких праздников дети показали музыкальную сказку под названием «Грибной переполох». Наряженная в пышное розовое платьице, Любочка очаровала певца, и он предрек ей великое будущее – она станет знаменитой актрисой! И Федор Иванович не ошибся, хотя многие умиляются детьми в нежном возрасте. Позже певец подарил семилетней девочке свой портрет с трогательной подписью «Моему маленькому дружку Любочке…». Интересно, успел ли Шаляпин увидеть фильмы с участием Любови Орловой? Наверное, он бы прослезился и порадовался успехам своего «маленького дружка».
Юность
Когда произошла революция 1917 года, Любе было 15 лет. Казалось бы, ее жизнь должна была стать безрадостной, полной лишений. Но ее дворянское происхождение не помешало девушке достичь высот в жизни и карьере, возможно, благодаря известному протеже.
В 1926 году Любовь начинает работать в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко. Работа хористки не сделала ее заметной, ведь в хоре ни лицо, ни фигуру, ни голос различить невозможно. Тем не менее, сам Немирович обратил на нее внимание и назначил артисткой. Поговаривали, что знаменитый старик увлекся молодой особой, но это не неоспоримый факт, а лишь слухи… В то время она еще не блистала, но очаровывала своей красотой, статностью, открытой улыбкой и той неповторимой загадочностью, которая выделяет любую женщину из толпы.
Знаменитые фильмы и личная жизнь
Фильмография Любови Петровны Орловой тесно переплетается с ее личной жизнью. Это и не удивительно, ведь она попала в руки, а затем и в объятия режиссера Григория Александрова – известного романтического красавца. Фильмы, созданные этой парой, имели неизменный успех, и в лучах их славы грелись другие люди.
В фильме «Цирк», который стал гимном во славу великого СССР, Орлова сыграла иностранку Марион Диксон, не устоявшую перед соблазном жить в этой прекрасной стране и без колебаний вставшую под Красное знамя. Кино было похоже на сеанс массового гипноза. Не последнюю роль в этом сыграла пронзительная, доводящая до восторженного экстаза музыка Исаака Дунаевского. «Цирк» завораживал и дарил надежду тем, кто в эти смутные времена уже отчаялся и пал духом.
Фильм «Светлый путь» был похож на сказку. Героиня Любови Орловой Татьяна Морозова, благодаря труду, упорству и вере, достигла самых высоких вершин. Она была неграмотной служанкой, потом стала знатной ткачихой, а затем и орденоносным депутатом Верховного Совета. В конце фильма она танцует в прекрасном дворце среди позолоченных зеркал и хрустальных люстр. Это ли не сказка?! Кстати, по сценарию фильм должен был называться «Золушка». Название «Светлый путь» придумал сам товарищ Сталин, который любил править, сокращать и менять акценты сценариев, демонстрируя способности редактора.
Именно Иосиф Сталин, зная, какие фильмы нужны советскому народу, поручил Григорию Александрову создать комедию, в которой впервые блеснула Любовь Орлова. Но фильм «Веселые ребята» сначала подвергся жесткой критике за отсутствие революционного пафоса, халтуру и плагиат. Поговаривали, что Александров набрался вредных голливудских идей (в Америке он практиковался вместе со своим другом Сергеем Эйзенштейном). Но на показе, который устроил Горький, Сталин улыбался и добродушно попыхивал трубкой. А когда в кадре появилась Орлова, его глаза заблестели. Таким образом, фильму было дано «добро».
Комедию «Волга-Волга» Сталин тоже одобрил. При просмотрах этого фильма люди хохотали до упада. Александров снова показал хорошую жизнь советского народа, и всем это понравилось. Сам вождь смотрел картину не один раз и даже знал наизусть многие реплики героев.
Но Любовь Орлова не просто блистала на экране, она усердно работала над каждой ролью, проникаясь жизнью своего персонажа. Например, перед съемками комедии «Волга-Волга» актриса устроилась работать почтальоном. При этом она была уже узнаваемой звездой кино! Ходили слухи, что Орлова разругалась со своим супругом Александровым, он перестал ее снимать, и ей пришлось пойти работать на почту. Чтобы развеять нелепые сплетни, в одной из центральных газет напечатали информацию о съемках нового фильма с участием Л. Орловой.
На экране и фотографиях актриса всегда была эффектна и безукоризненна. У зрителей складывалось мнение, что ее жизнь беззаботна и легка. Но съемки порой давались Любови Петровне нелегко. Некоторые сцены приходилось переснимать помногу раз. Однако актриса, которая умела и петь, и танцевать, и играть комические сцены, и исполнять драматические роли, стойко переносила все тяготы, всегда оставаясь красивой и эффектной.
Закат карьеры
Получилось так, что все свои лучшие роли Любовь Орлова сыграла в 30-х годах. Правда, после войны вышло еще два фильма, имевших успех: «Весна» и «Встречи на Эльбе». В те годы актриса и ее муж режиссер еще оставались популярными, к тому же ругать «заслуженных» и «народных» было не принято, а Орлова и Александров были не только народными и заслуженными, но еще и сталинскими лауреатами.
В начале 50-х годов вышел фильм «Мусоргский», режиссером которого был Григорий Рошаль. Следом вышел еще один фильм – «Композитор Глинка», который снимал уже Александров. В обоих фильмах участвовала Любовь Орлова. Но сценарии были настолько слабыми, что ни известным режиссерам, ни знаменитой актрисе не удалось их «вытянуть». После этих фильмов Орлова получила лишь дежурные комплименты.
В 1952 году Любови Петровне исполнилось 50 лет. Казалось, что у нее еще все впереди: будут и новые блистательные роли, и огромная любовь зрителей. Поклонники действительно готовы были носить ее на руках, даже перекрывали улицы, по которым должна была ехать звезда. Но с карьерой, увы, не складывалось.
Любови Орловой было суждено пережить трагедию имитации действия, а точнее – бездействия. Но она не спилась, как многие другие забытые звезды. Орлова не была забыта, но она и не снималась так, как раньше. Она надеялась на неожиданную удачу.
Трагедия состояла в том, что Александров не мог снять более или менее достойного фильма, а другие режиссеры Орлову не приглашали, потому что не хотели нарушать семейную идиллию. Режиссер и актриса по-прежнему путешествовали по всему миру, давали интервью, дружили с западными звездами – с самим Чарли Чаплиным! Но Любовь Петровна все чаще грустила, поскольку шансы на удачу и восстановление былой славы убывали.
Не желая мириться с судьбой, Григорий Васильевич Александров собрал все свои силы и творческие возможности и в 1959 году снял фильм «Русский сувенир» с Орловой в главной роли. Пятидесятисемилетняя актриса сыграла двадцатипятилетнюю героиню, что казалось весьма неестественным. Именно тогда начали говорить о многочисленных пластических операциях Орловой, которые она якобы делала за границей. На самом деле Любовь Петровна за всю жизнь сделала всего одну пластическую операцию – в Московском институте красоты.
Фильм «Русский сувенир» потерпел оглушительное фиаско. Режиссера и актеров даже осмеяли в журнале «Крокодил». Позже за них вступились такие знаменитости, как Сергей Образцов, Дмитрий Шостакович и Юрий Завадский, опубликовавшие в «Известиях» коллективное письмо. Но это ситуацию не спасло: позиции знаменитых супругов были потеряны безвозвратно.
Единственное, что осталось у Орловой, это театр Моссовета. Но и там она играла всего одну роль – в спектакле «Странная миссис Сэвидж». К тому же эту роль она делила с не менее знаменитой Верой Марецкой. Звезды отчаянно конкурировали, тем не менее, обе срывали аплодисменты.
Последняя кинокартина Любови Орловой «Скворец и лира», над которой она неистово работала, даже не вышла в прокат. Возможно, это ускорило бег ее страшной болезни. Любовь Петровна Орлова умерла от рака поджелудочной железы в январе 1975 года – в день своего рождения. Вот такой удар судьбы… Что промелькнуло перед ней в последние минуты жизни? Не маленькая ли девочка в розовом платьице, которой Шаляпин прочил великое будущее?