Найти тему
Marshall Audio Community

Стоит ли гнаться за Hi-Res?

В предыдущей статье о кодировании цифровых файлов обещали рассказать подробно о модном нынче Hi-Res. Слово держим, поэтому сегодня будет статья на эту тему.

Если кратко, то #Hi-Res - это аудиофайлы высокого разрешения. С повышенной глубиной звука и дискретизацией. Кто пропустил наше объяснение этих страшных слов, то вот тут подробная статья на эту тему.  В отличие от стандартного CD - качества, где за эталон приняты параметры в 16 бит глубины звука и 44100 семплов с секунду, Hi-Res файлы начинаются с 24 бит глубины и 96000 семплов.

Коротко напомним, что такое "глубина звука". 8/16/24/32 бита - динамический диапазон. Слышимая разница между самыми тихими и самым громкими звуками в записи.  Чем больше битность, тем шире диапазон громкости, который получится записать. Зачем это нужно и почему это важно? Представьте себе, что в вашей любимой композиции имеется звук оркестра в момент кульминации, тихий шепот или мелодичное подпевание. "Богемская рапсодия" Queen - хороший образчик такой композиции. Чтобы в записи хорошо было слышно и негромкое "Mama, just killed a man...", и взрывное хоровое "Oh mama mia, mama mia. Mama mia, let me go..." нужен широкий динамический диапазон записи. В противном случае либо тихие моменты просто пропадут из записи, либо громкие будут не такими уж громкими и драйвовыми. Композиция потеряет эмоциональный смысл.

-2

Для понимания: 1 бит глубины звука - это диапазон в 6Дб по громкости. Динамический диапазон 16 битных треков - 96 дБ, а 24-битных - 144 дБ.

Вроде ясно и логично. Пойдем искать 24-битные записи и будет нам счастье. Ведь 8 бит - древность дремучая, 24 бит - прогресс и ушам услада.  Откуда же тогда, вокруг 24 битного Hi-Res формата постоянно крутится так много жарких споров и хайпа.

Потому что есть один нюанс, "подводный камень", который сильно портит кровь маркетологам Hi-Res индустрии. И имя этому нюансу - "компрессия". Компакт-диск с его 16-битной разрядностью, пришел в музыкальный мир в начале 80-х годов XX столетия. Пришел и подчинил себе весь мастеринг в звукозаписывающих студиях. Мастеринг - это "конструирование" трека. Придание законченного вида по громкости, акцентам, нюансам аранжировки. Занимаются этим процессом звукорежиссеры. Получается, композитор написал прекрасную сложную музыку, в ней используется много инструментов, голосов. Звенят тихонько колокольчики, вступает в кульминациях орган или драйвово "пилится" соло на электрогитаре, динамический диапазон огромен и сложен, но... Какой смысл во всем этом, если компакт-диск может "впихнуть" в себя только 16 бит? Всунуть в компакт-диск разницу в громкости больше 96 Дб не получится никак. Хоть тресни. Приходится звукорежиссерам в студиях изгаляться и подтягивать звук при сведении трека так, чтобы уместить весь диапазон звучания в 16 бит глубины. Приближая уровень самых тихих звуков к самым громким. Или наоборот, обрезая самые громкие звуки в записи.  "Орать шепотом". Слышали такое выражение? Оно очень наглядно раскрывает весь смысл современного мастеринга. Сразу ясно о чем идет разговор. И это только вершина айсберга.

-3

Это потянуло за собой еще более глубокие изменения.  Замечали, что на рубеже 70-х и 80-х годов мейнстрим в музыке "вдруг" резко сменился? Музыка в одночасье стала проще. На смену сложным Pink Floyd и Led Zeppelin приходят ABBA с диско, Майкл Джексон и даже Metallica. Фактически пропадает джаз и блюз. Потому что электроника, поп-музыка  и хардовые #рок направления не так критично зависят от глубины звука, как классическая музыка, джаз и сложный рок 60х-70х. В этих направления банально уже динамический диапазон.  Произошла смена парадигмы. И этой смене музыкальная индустрия обязана Его Величеству Компакт-диску.

-4

Если  поняли этот момент, заодно сразу поймете, почему так ценятся #пластинки, выпущенные до 80-х годов. Почему любители винила старой закалки на дух не переносят "новоделы". Потому что до 80-х процесс мастеринга в студиях был совершенно иным. Компрессии тогда не существовало. В наше время не столь  важно, на каком носителе будет слушаться музыка - компакт-диск, цифровой файл или LP. Дело в том, КАК композиция была изначальна записана на мастер-ленте в студии. Поэтому виниловые "новоделы" суть есть аналоговый аналог (простите за каламбур) того же компакт-диска. Не более. Нет там того, за что ценят винил. Нет глубины звука. Пропадает сама суть носителя.

-5

Следующей причиной повсеместного использования компрессии в студиях стали смартфоны. Музыку стали слушать "на ходу". #Усилители звука в смартфонах стоят слабые. Не то это устройство, чтобы жертвовать пространством ради звуковой составляющей.  С диапазоном сложных композиций такие усилители не справляются.  Да и слушатель использует смартфон частенько в шумных местах. Услышать там нюансы некомпресионных треков сложно, да уже и не сильно нужно… А еще компрессия повышает уровень громкости сведенного трека примерно на 30%. Для слабых усилителей - "то, что доктор прописал".

-6

Так существует ли тогда вообще необходимость в 24 битных записях? Стоит ли бежать на поводу у моды и гоняться за заветной надписью "Hi-Res" на коробках наушников и пробовать разные кодеки? Решать только вам. Снова стали появляться лейблы и отдельные  звукорежиссеры, которые уходят от 16-битного мейнстрима при мастеринге в пользу полноценного и полно диапазонного сведения трека. Пока это те, кто записывает классику, джаз и подобную сложную #музыку. Но факт в том, что процесс пошел. Чтобы ответить самому себе на  вопрос: "Стоит ли?", представьте, что вы покупаете 8К телевизор. Готовы искать и покупать для него соответствующий контент? На данный момент это сложно и дорого. Что будет в будущем? Жизнь покажет...

Слушайте музыку, а не звук...и да прибудет с вами Сила!