Фантазия человека в попытке заработать хоть немного дензнаков может творить чудеса. И наибольшие чудеса изобретательности проявили... американцы. В этой сфере они "изобретатели" ещё те.
В прошлой статье я рассказал о том, как в Японии возникло один из самых необычных видов искусства - кинцукурой:
Сегодня же расскажу о том, к чему это привело, когда... когда про это искусство узнал ОДИН американец.
Волею судеб случилось так, что Япония всегда была не только себе на уме, но и сама по себе. Японцы не только мыслят по-другому, но и жить старались обособленно, ну как мы когда-то за железным занавесом. Поэтому о японской культуре мало кто знал до середины ХХ века и уж тем более мало кто знал об искусстве реставрации старой разбитой посуды при помощи золотого лака.
Однако после Второй мировой войны, на волне повального увлечения каратэ в Японию хлынул поток не просто туристов, а людей, которые хотели узнать страну Восходящего солнца поближе.
Одним из таких "увлеченцев" был некто Эдам Джонсон, отставной моряк, которого во время войны сильно впечатлили кричащие "кияяяяяяяя!!!!" коротышки, с ноги уносящие в нокдаун бравых американских вояк.
Джонсон решил подучиться навыкам необычного боя и открыть свою школу где-нибудь поближе к Голливуду и прочим звёздным местам, где крутятся большие деньги. В общем хотел не столько учить, сколько рубить бабки.
Однако его планам не было суждено сбыться.
Во время прогулок по японским улочкам в поисках какой-нибудь крутой школы боевых искусств, он наткнулся на храм, где сидел какой-то монах и расписывал золотом разбитую и склеенную чашку.
Завязалась беседа, в которой монах долго объяснял туристу смысл и причину, почему нельзя выбрасывать старые вещи, а можно дать им новую жизнь и разбитая чашка будет ещё долго радовать своего хозяина. Однако из всего содержания просветительской лекции Джонсон усвоил для себя только одно:
РАЗБИТУЮ И СКЛЕННУЮ ЧАШКУ МОЖНО ПРОДАТЬ В РАЗЫ ДОРОЖЕ!!!
Как говорится, дальше дело техники. Через несколько месяцев по США поехала передвижная выставка необычного японского искусства разбитых и склеенных чашек.
В экспозиции демонстрировались древние сервизы, склеенные японскими мастерами, которых уже нет в живых, поэтому вся эта разбитая посуда стоит ООООООЧЕНЬ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ.
Люди уходили с выставки вот с такими глазами: 😲.
Особо впечатлительные граждане могли приобрести "настоящие японские чаши 15 века" которые с каждым годом растут в цене, так как их очень мало и больше не будет.
И, что интересно, таких желающих было хоть отбавляй. Многие хотели прибарахлиться заморским антиквариатом, который обещает неплохую прибыль. Почти в каждом городе, где побывала выставка, Джонсон продавал по 15-20 "древних" сервизов.
Ничто не предвещало беды, мечта о вилле, собственном острове и, возможно, личном самолёте уже начала сбываться. Сбыча мечт была в самом разгаре.
Но картину испортил особо впечатлительный "инвестор", который решил, что купил мало сервизов и нужно догнать выставку и прикупить ещё многообещающих черепков.
Каково же было его удивление, когда приехав на выставку в другой городе, он увидел ещё большее количество чашек, блюдец, плошек и прочих посудин. Дорогущий антиквариат просто лился рекой...
Скандал не заставил себя ждать. Впоследствии, уже на суде, выяснилось, что за несколько месяцев черепкист-передвижник продал 421 сервиз, заработав в общей сложности чуть более 3,5 миллионов долларов.
Как показала экспертиза, из всех этих сервизов только первые 17 имели японское происхождение, всё остальное сделано в Гонконге на заказ (Алиэкспресс, увы, тогда не было). Бравый моряк не хотел так далеко заходить, но оригинальная японская посуда как-то слишком быстро кончилась на волне повышенного спроса, а если есть потребность, то её нужно удовлетворять!
Лавры Джонсона, как живой пример возможности быстро поднять деньжат, породили повальное увлечение битьём посуды. Многие уже настоящие коллекционеры покупали дорогие сервизы и отдельные старинные чаши, специально их разбивали на несколько крупных частей, реставрировали, после чего выставляли на продажу по ценам в разы превышающие затраты.
Самая громкая продажа состоялась в 1988 году, когда Художественная галерея Фриер купила древнюю чашу кинцукурой из города Яцусиро за 560 тысяч долларов.
Естессно, экспертиза показала, что золотые швы - жесточайший новодел, хотя сама посудина была весьма возрастная.
Со временем бить посуду специально только ради прибыли стало бесполезно, так как все прекрасно знали, что это мошенничество, и попытки заработать проваливались одна за другой.
Однако ради творчества тарелки, кувшины и чаши бьются до сих пор, так как японское искусство кинцукурой по наложения золотых заплат (кинцуги) одно из самых популярных в стране Восходящего солнца.