Кроме того, на побережье Черного моря и на аэродромах в юговосточной Румынии были размещены еще четыре эскадрильи — Esc. 16 Obs., имевшая на вооружении IAR-39, Esc.53 Van., вооруженная английскими истребителями «Харрикейн» Мк.1., 101-я и 102-я эскадрильи, оснащенные итальянскими гидросамолетами Cant Z.501, SM.55 и SM.62B. Всего же к 22 июня 1941 г. FARR располагала 672 самолетами В первый день боевых действий на Восточном фронте главной ее целью стали аэродромы авиации Одесского военного округа 3, расположенные в нижнем течении Дуная и в районе Кишинева. В 02.59 22 июня с аэродрома Погоанели (Pogoaneli), расположенного в 89 км северо-восточнее Бухареста, в воздух поднялись пять SM.79B из Esc.72 Bomb., которые должны были совершить налет на советский аэродром Болград. Во время полета, проходив1 В 1930 г. румынское правительство выпустило спецификацию на ‘ новый истребитель для FARR. На ее основе фирма IAR изготовила несколько прототипов, но ни один из них не был готов к серийному производству, и потому правительство решило купить польские истребители PZL P .11В. Фирма IAR была встревожена перспективой потери контракта, и потому в 1934 г. она представила прототипы истребителей IAR-15 и IAR-16, которые во многом повторяли конструкцию PZL Р .11 В, но, будучи оснащенными более мощными двигателями, имели большую скорость. В результате румынское правительство решило модернизировать PZL Р. 11 В, установив на него двигатель IAR К9. Новый самолет получил обозначение PZL Р. 11F, и затем в 1937 — 38 гг. на заводе IAR было переоборудовано 95 таких самолетов. 2 Первый прототип PZL Р.24 поднялся в воздух в мае 1933 г., а в 1934 г. на Парижском авиасалоне был показан второй прототип. Самолет развивал скорость 430 км/ч и был вооружен двумя 20-мм пушками, что делало его на тот момент самым скоростным и самым вооруженным истребителем в мире. В дополнение к пяти PZL Р.24Е, купленным в Польше, в 1939 г. на авиазаводе IAR по лицензии было изготовлено еще 25 таких истребителей. 1 После начала войны Одесский военный округ был переименован в Южный фронт. 158 шего на предельно малой высоте, бомбардировщик с бортовым номером 13 в темноте задел левым крылом за высокое дерево. Пилоту удалось совершить вынужденную посадку, экипаж отделался лишь ушибами, а самолет был затем отремонтирован. Около 03.45, когда оставшиеся четыре «Савойи» в сопровождении 16 IAR-80A из Gr.8 Van. уже приближались к Болграду, их атаковала большая группа И -16. В ходе боя один из советских истребителей прочно «уцепился» за хвост IAR-80A адъютанта Штефана Пускаша (§tefan Pusca§). Чтобы оторваться, Пускаш перевел самолет в крутое пикирование, выровняв его только уже на уровне верхушек деревьев. Советский же пилот не успел сделать это, и его И -16 врезался в землю. Большинство советских истребителей повернули обратно, но два из них все же смогли прорваться к бомбардировщикам. Они обстреляли SM.79B с бортовым номером И, в экипаж которого входили пилот адъютант Думитру Киобану (Dumitru Ciobanu), штурман сублокотенент Эуген Томеску (Eugen Tomesku), бортмеханик Василе Никифор (Vasile Nichifor), бортрадист сержант Андрей Скуташу (Andrei Scuta§u) и бортстрелок сержант Георге Нистореану (Gheorghe Nistoreanu). Бомбардировщик получил попадания в топливные баки и пилотскую кабину, бортстрелок был ранен, но тем не менее ответным огнем экипаж «Савойи» смог сбить один из атаковавших И -16. Из-за того что был поврежден механизм сброса бомб, две бомбы остались в фюзеляже, но Киобану все же удалось совершить благополучную посадку на своем аэродроме. В результате только три SM.79B смогли достигнуть аэродрома Болград, уничтожив на нем 15 самолетов. Четвертый бомбардировщик из-за проблем с двигателями отстал и потому сбросил бомбы на аэродром Болгарийка 1 в районе Измаила, после чего был немедленно атакован шестью И -16. Два сопровождавших его IAR-80, связав боем нападавших, дали возможность «Савойе» уйти на свою территорию. После посадки экипаж бомбардировщика насчитал в своем самолете 26 пробоин. В 03.15 с аэродрома Погоанели поднялись шесть SM.79B из Esc.71 Bomb., которые должны были нанести удар по аэродрому Болгарийка. Южнее Белграда их атаковали советские истребители, 1 Румыны называли его Булгырика (Bulgarica). 159 но бортстрелки бомбардировщиков смогли рассеять их. Спустя четыре минуты истребители снова появились, но на этот раз уже в большем количестве. Двум из них удалось прорваться сквозь заградительный огонь и подбить две «Савойи». Однако при этом один истребитель был сбит огнем с SM.79B № 5, на котором находился командир Gr.l Bomb, локотенент-командор Ливиу Комша (Liviu Com§a). В экипаж самолета входили пилот капитан Константин Стоенеску (Constantin Stoenescu), штурман капитан Адольф Шёбеш (Adolf Schobesch), бортмеханик Николаэ Кристеа (Nicolae Cristea), бортрадист адъютант Ани Анишор (Ani Ani§or) и бортстрелок сержант Георге Митрои (Gheorghe Mitroi). Затем Николаэ Кристеа вспоминал: «Я не видел первую атаку, потому что был занят тем, что йогой придерживал открытую створку бомболюка, которая из-за высокой скорости стремилась закрыться. После того как бомбы были сброшены, я занял свое место на третьей пулеметной точке внизу самолета. Советский истребитель, который атаковал нас снизу слева, прошел прямо передо мной. Я дал по нему очередь приблизительно из двадцати выстрелов. Затем он попал в прицел сержанта Георге Митрои, который успел дать по нему 25 — 30 выстрелов. Сделав паузу, Митрои дернул меня за рукав, чтобы я увидел, как горящий советский истребитель падает вниз». Намеченной цели достигли только четыре SM.79B. В результате их налета на аэродроме Болгарийка было уничтожено 16 советских самолетов, но при этом зенитной артиллерией были сбиты еще два бомбардировщика № 1 и№ 17.
Кроме того, на побережье Черного моря и на аэродромах в юго восточной Румынии были размещены еще четыре эскадрильи
10 ноября 202110 ноя 2021
2
4 мин