Найти тему
Циничный дилетант

Почему вам не хочется ничего делать или что такое "Синдром Выученной Беспомощности"

Оглавление
Человек за работой
Человек за работой

Здравствуйте, дорогие мои читатели. В последнее время стало меньше публикаций в связи с моей личной загруженностью, но я выражаю искреннюю благодарность всем тем, кто остался со мной и сейчас читает эту статью.

Сегодня я хочу разобрать такой феномен, а точнее, вполне объяснимое явление, когда вы что-то хотите делать, к примеру, начать изучать иностранный язык, но не можете начать это делать, что-то вас останавливает и вы постоянно откладываете или находите дело поважнее этого, убеждая себя в том, что сейчас оно гораздо важнее. В таком ключе проходит много дней, а то и лет. Более того, за свою жизнь я уже встречал таких людей, у которых такое состояние - нормальное по жизни.

Так в чем же дело ? Казалось бы, если вы хотите что-то начать делать, о чем давно мечтали, о надо просто взять и начать ? Что тут думать то ? Но не все так просто. Виной вышеописанной ситуации чаще всего становится СВБ - Синдром Выученной Беспомощности. Давайте поясню:

Синдром Выученной Беспомощности - это состояние, при котором человек боится любого начинания по причине большого количества поражений в прошлом и наличия в том прошлом таких состояний, при которых он был подавлен и не понимал причин своего поражения и своей вины. Лучший тому пример - взаимоотношения ребенка и взрослого. Часто родители каждый раз наказывают мальчика за разные вещи. К примеру, сегодня это могут быть неубранные вещи, а завтра за эти же самые неубранные вещи он не получает никакого наказания. Неясность у мальчика и порождает СВБ. Он приходит к выводу, что раз я ничего не понимаю, за что меня ругают, то и делать что-либо бесполезно. И такое состояние дальше идет с ним по жизни

Мартин Селигман и СВБ

Мартин Селигман
Мартин Селигман

Мартин Селигман - американский психолог - описывал СВБ следующим образом - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольной ему ситуации, то есть, независимости результата от прилагаемых усилий.

Он выделял несколько причин формирования этого:

  1. Опыт переживаний неблагоприятных событий
  2. Опыт наблюдений людей, которые не в состоянии что-то поменять
  3. Отсутствие или гиперопека в со стороны родителей в детстве

Эксперимент

Несколько десятилетий назад проводился один интересный эксперимент.
Людей разделили на две группы и поместили в две разные камеры. В каждой камере на определенное время включали неприятный звук. Но людям из первой камеры сказали, что где-то в комнате есть кнопка, которая звук отключит, а люди из второй камеры этого не говорили. Конечно, первая группа искала, ка отключить неприятный звук, а вторая - нет. Но потом людей поменяли камерами и те люди, которые до этого пытались искать кнопку - все равно делали это, а те люди, которые не искали и первый раз, то не пытались и во второй, хотя кнопка, отключающая звук в их камере уже была.

Эксперимент
Эксперимент

Именно неясность причинно-следственной связи и порождает нежелание предпринимать какие-либо попытки на совершение действий в этом мире.

  1. Поэтому, первое, что вы можете для себя сделать, это максимально изолировать себя от тех людей, которые внушают вам эту неясность.
  2. Второй, это избавиться от такого вида деятельности, которую вы не понимаете, зачем делаете, или попытаться разобраться в ее сути. Поверьте, это очень сильно сказывается на вашем психо-эмоциональном фоне
  3. Ну и третье - вам нужна победа. Победа в любой области и даже самая маленькая. Только одно условие - победа эта желательно должна быть в реальном мире, а не виртуальном.

Ну и возвращаюсь к своей любимой фразе - 95% проблем из детства, я должен вам сказать, проанализируйте еще раз свои детские годы и постарайтесь вспомнить, бывало ли у вас чувства неясности за что вас наказывают или ругают родители. Если было, то вполне вероятно причина Синдрома Выученной Беспомощности именно в этом

Пишите в комментарии и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы !