Найти тему
Судострой

В Турции началась постройка рыболовного судна для очередного заказчика из РФ

На верфи Tersan стартовало строительство очередного судна для российских рыбаков. Несмотря на действующую уже несколько лет программу по постройке судов в России в обмен на квоты, рыбопромышленники зачастую выбирают более быстрые зарубежные варианты.

Начало резки металла для траулера NB1109 / Фото: Тихрыбком
Начало резки металла для траулера NB1109 / Фото: Тихрыбком

На турецкой верфи Tersan по заказу «Тихоокеанской рыбопромышленной компании» («Тихрыбком», г. Магадан) началась резка металла для кормового морозильного траулера под заводским номером NB1109. Торжественная церемония прошла 6 ноября.

Судно строится по проекту ST-119, разработанному в уже хорошо известном многим российским заказчикам норвежском бюро Skipsteknisk. По данным проектировщика, проект получил название «Магадан».

Траулер проекта ST-119 предназначен для тралового лова и переработки минтая, сельди, иваси и ставриды в промысловых районах Тихого океана. На борту судна будет расположена рыбперерабатывающая фабрика для выпуска свежемороженой рыбы, филе, фарша, печени и икры минтая, рыбьего жира и рыбной муки. Ежесуточно фабрика сможет перерабатывать до 450 тонн сырья.

Для судна проекта ST-119 заявлены следующие основные технические характеристики:

  • длина – 90,65 м;
  • ширина – 18 м;
  • скорость – около 15 узлов;
  • ледовый класс – ICE3;
  • экипаж и персонал фабрики – 111 человек;
  • производительность морозильной установки – 110 т/сутки;
  • мощность главного двигателя – 7,2 МВт.

Судно строится на класс Российского морского регистра судоходства.

Внешний вид траулера проекта ST-119 / Рисунок: Skipsteknisk
Внешний вид траулера проекта ST-119 / Рисунок: Skipsteknisk

Новый траулер должен заменить сразу два судна компании, работающие в настоящее время в Охотском и Беринговом морях на промысле минтая и сельди, – «Морской Волк» (1989 года постройки) и «Си Хантер» (1991 года).

Получить новое судно «Тихрыбком» рассчитывает уже в конце 2023 года. Сроки достаточно сжатые, однако заказчик рассчитывает на значительный опыт турецких корабелов, в том числе в строительстве промысловых судов. Не сомневается заказчик и в качестве.

За последние годы верфь Tersan сдала уже несколько заказов для российских рыбаков. Последний пример – траулер проекта ST-119 L «Георгий Мещеряков» для камчатского «Океанрыбфлота».

Ответ на вопрос, почему «Тихрыбком» заказал постройку судна за рубежом, а не в России, где действует программа инвестиционных квот, дал в недавнем интервью гендиректор компании Михаил Котов. По его словам, программа, предоставляющая заказчикам квоту на вылов биоресурсов в обмен на постройку судна на отечественных верфях, не работает.

«На сегодняшний день по ней на российских верфях уже должны были построить 57 судов, а построили 6. И дело не в рыбаках, не желающих участвовать в программе, а в том, что судостроительные заводы не готовы «переварить» такие объемы», – считает рыбопромышленник.

Примечательно, что гендиректор «Тихрыбкома» не понаслышке знаком с работой и отечественных корабелов. Под его руководством также находится компания «Маг-Си Интернешнл», заказавшая в январе 2020 года два судна-краболова проекта 03141 на Хабаровском судостроительном заводе. Эти суда как раз строятся по программе инвестквот.

Вместе с тем Росрыболовство продолжает подготовку ко второму этапу программы инвестиционных квот, которую планируется запустить в ближайшие два года. Программа предполагает масштабное обновление флота в Тихоокеанском бассейне. При этом власти рассчитывают, что отечественные судостроители вскоре доберут необходимый опыт и, достроив набранные заказы, смогут взяться за новые.