На верфи Tersan стартовало строительство очередного судна для российских рыбаков. Несмотря на действующую уже несколько лет программу по постройке судов в России в обмен на квоты, рыбопромышленники зачастую выбирают более быстрые зарубежные варианты.
На турецкой верфи Tersan по заказу «Тихоокеанской рыбопромышленной компании» («Тихрыбком», г. Магадан) началась резка металла для кормового морозильного траулера под заводским номером NB1109. Торжественная церемония прошла 6 ноября.
Судно строится по проекту ST-119, разработанному в уже хорошо известном многим российским заказчикам норвежском бюро Skipsteknisk. По данным проектировщика, проект получил название «Магадан».
Траулер проекта ST-119 предназначен для тралового лова и переработки минтая, сельди, иваси и ставриды в промысловых районах Тихого океана. На борту судна будет расположена рыбперерабатывающая фабрика для выпуска свежемороженой рыбы, филе, фарша, печени и икры минтая, рыбьего жира и рыбной муки. Ежесуточно фабрика сможет перерабатывать до 450 тонн сырья.
Для судна проекта ST-119 заявлены следующие основные технические характеристики:
- длина – 90,65 м;
- ширина – 18 м;
- скорость – около 15 узлов;
- ледовый класс – ICE3;
- экипаж и персонал фабрики – 111 человек;
- производительность морозильной установки – 110 т/сутки;
- мощность главного двигателя – 7,2 МВт.
Судно строится на класс Российского морского регистра судоходства.
Новый траулер должен заменить сразу два судна компании, работающие в настоящее время в Охотском и Беринговом морях на промысле минтая и сельди, – «Морской Волк» (1989 года постройки) и «Си Хантер» (1991 года).
Получить новое судно «Тихрыбком» рассчитывает уже в конце 2023 года. Сроки достаточно сжатые, однако заказчик рассчитывает на значительный опыт турецких корабелов, в том числе в строительстве промысловых судов. Не сомневается заказчик и в качестве.
За последние годы верфь Tersan сдала уже несколько заказов для российских рыбаков. Последний пример – траулер проекта ST-119 L «Георгий Мещеряков» для камчатского «Океанрыбфлота».
Ответ на вопрос, почему «Тихрыбком» заказал постройку судна за рубежом, а не в России, где действует программа инвестиционных квот, дал в недавнем интервью гендиректор компании Михаил Котов. По его словам, программа, предоставляющая заказчикам квоту на вылов биоресурсов в обмен на постройку судна на отечественных верфях, не работает.
«На сегодняшний день по ней на российских верфях уже должны были построить 57 судов, а построили 6. И дело не в рыбаках, не желающих участвовать в программе, а в том, что судостроительные заводы не готовы «переварить» такие объемы», – считает рыбопромышленник.
Примечательно, что гендиректор «Тихрыбкома» не понаслышке знаком с работой и отечественных корабелов. Под его руководством также находится компания «Маг-Си Интернешнл», заказавшая в январе 2020 года два судна-краболова проекта 03141 на Хабаровском судостроительном заводе. Эти суда как раз строятся по программе инвестквот.
Вместе с тем Росрыболовство продолжает подготовку ко второму этапу программы инвестиционных квот, которую планируется запустить в ближайшие два года. Программа предполагает масштабное обновление флота в Тихоокеанском бассейне. При этом власти рассчитывают, что отечественные судостроители вскоре доберут необходимый опыт и, достроив набранные заказы, смогут взяться за новые.