Созерцать природу, остро восхищаться ее совершенством, черпать в этом ресурс - это нормальный процесс, доступный всем, имеющим зрение? Или это особенный дар, подобный абсолютному музыкальному слуху, точности руки художника, телесной одаренности спортсмена?
Ноябрь склоняет к зимней спячке, умные мысли в голове не шевелятся, поэтому сегодня про самое простое для меня и ответ на подачу читателей, давно желающих обсудить одну книгу
Меня всегда удивляли описания в литературе всяческих инсайтов, связанных с лицезрением природы. Ну ладно, когда сугубо городской человек впервые увидел восход, закат, весенний расцвет, золотую осень, туман над рекой, грозу над горой... Понятно, что тут можно удивиться, восхититься, вдохновиться. Даже понять, что многое в своей жизни упускал.
Или когда русские герои уподобляют себя то березке, то рябинке, то вековому дубу - ладно, тоже нормально. Перенос - хорошо известный психологический механизм, помогает и напряжение снять, и в себе разобраться.
Но когда естественные, в общем-то, чувства подаются как великое озарение свыше, финал духовных поисков... Не верю! Или у автора не хватает средств для описания момента встречи с божественным, или момент все-таки слабоват для высших прозрений.
Например, у С.Моэма в "Острие бритвы". Главный герой там - вовсе не дитя асфальта. Путешествовал всласть, причем всегда без особого удаления от реалий. И на ферме жил, и на сеновале спал, и пешком много миль протопал именно ради любования красотой пейзажа, и восторг полета над облаками в бытность летчиком испытывал. И вот, на втором году постижения святости в Индии, выходит он затемно в живописное место, любуется на восход над горными джунглями - опа! процесс многолетних исканий завершен! Озарение снизошло! Можно покинуть ашрам и возвращаться к цивилизации.
Читаю я про это и думаю, что такие озарения испытывал любой, кому доводилось рыбачить на ранней зорьке. Даже если руки при этом были не сложены в ритуальные мудры, а заняты сражением с комариными полчищами. Иной раз даже языческое моление о животворной силе предков от восторга произнесется. Но это столкновение с великолепием мира и реакция на него воспринимаются как явление в целом банальное, заложенное в основу мироздания. Вода мокрая, огонь обжигающий, кирпич тяжелый, озеро красивое. Для кого-то это новость?
А недавно вдруг подумалось. Может быть, острое чувство от созерцания природы - оно не всем изначально дано? Для меня это нормально, я всегда чутко откликаюсь, умею этим откликом насладиться, охотно ищу такие переживания, но ничего необыкновенного в них не нахожу и без проблем отпускаю.
Зато у меня нет музыкального слуха. Поэтому музыку я воспринимаю довольно примитивно. И если бы вдруг, особенно в период душевной смуты, мне открылась в великолепно исполненной классике та самая "гармония сфер", о которой говорят меломаны - может быть, это тоже показалось бы мне снисхождением Духа Святого и ответом на все вопросы?
Что вы думаете по этому поводу? Можете ли припомнить другие литературные примеры озарений героя на фоне природных красот?
еще на канале по теме:
Как выглядит любовь Весны и Мороза (по мотивам "Снегурочки")
Людские характеры как деревья: ивы, березы, ели, сосны
Поздняя осень в Петербурге - не лучшее время читать Достоевского
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.